Черт возьми!.. Думал, что никогда уже не придется вспоминать события 13–летней давности — путч. Но в "Латвияс авизе" прочитал интервью с бригадным генералом Юрисом Вецтирансом, и в голове отчетливо всплыли события тех лет. Наш батальон правительственной охраны находился на улице Шкюню в Старой Риге.
Охраняли Верховный Совет, Совет Министров, ЦК компартии и другие подобные здания. Ни о каких "белых беретах" мы не слышали. Зато ныне Юрис Вецтиранс в разговоре с журналистом "ЛА" рассказывает, как эти "береты" во главе с нынешним бригадным генералом боролись за независимость Латвии. Интересно…

Как рассказывает сам Юрис Вецтиранс, он вступил в НФЛ тайно, ведь он был майором МВД. И в процессе существования Народного фронта он и его товарищи по борьбе начали думать о создании первого полицейского батальона, так называемых "белых беретов", которые должны были быть призваны защищать новое правительство на начальном этапе. "Это были дни баррикад, из которых я помню каждый день, так как отвечал за охрану правительственных объектов", — вспоминает Юрис Вецтиранс. Вот одной из задач нынешнего бригадного генерала и было набрать людей из тех, кто пришел на баррикады. И в начале 1991 года начал создаваться 1–й полицейский батальон, его сотрудники уже 30 апреля в церкви Св. Екаба приняли присягу Латвии перед Богом. Лето 1991 года провели в активных действиях, в том числе защищали Латвию в августе во время путча. И вот далее Юрис Вецтиранс высокопарно заявляет, что подчиненные ему ребята были молодые, горячие, рвались в бой, но он запретил им стрелять, жертвы никому не были нужны. И, несмотря ни на что, батальон выполнил одну из самых важных задач после путча — арестовал Алфреда Рубикса, а перед этим прервал работу Центрального Комитета коммунистической партии. Его батальон показал, что армия Латвии управляет на своей территории.

Читать эти строки лично мне было смешно. Это наш батальон правительственной охраны трое суток патрулировал Ригу, взяв под охрану Кабинет министров, где мне лично пришлось провести двое суток, и именно нам, милиционерам, находящимся в этом здании, пришлось лицом к лицу встретиться с солдатами Советской армии. Все прошло тихо и мирно… Это наши ребята, вооруженные под завязку, охраняли Верховный Совет, нынешний сейм. Это мы выезжали к зданию Латвийского телевидения, когда оттуда сообщили о выстрелах. Ни о каких "белых беретах" не было слышно.

О них руководство нашего батальона услышало только тогда, когда после провала путча пришел странный приказ отдать Верховный Совет под охрану этого непонятного подразделения. А наш батальон должен был "поделиться" с ним оружием. И вот молодые парни по одному, по двое начали приходить к нам на Шкюню. Грязные, в гражданской одежде, затравленно оглядываясь. Такое ощущение, что те три дня, когда Латвию колотило, они прятались в вырытых в лесу землянках. У одного на поясе висел нож, у другого что–то еще, словом, настоящие "лесные братья".

Как пользоваться огнестрельным оружием, ребята понятия не имели. Лично я и мой командир выдавали им пистолеты ПМ. И из него, заряжая, один из "белоберетников" выстрелил, пуля пробила пол рядом с ногой моего командира. Я вспоминаю виноватый взгляд нынешнего бригадного генерала, который он после этого бросил в нашу сторону. "А чего это он выстрелил?" — тупо глядя на пистолет Макарова, ни к кому не обращаясь, проговорил его подчиненный. Еще один спросил наивно у одного из наших сотрудников: "А как приклад у автомата откидывается?" И после этого они поехали арестовывать Рубикса…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!