"Мы не поддерживали насильственную инкорпорацию стран Балтии в состав СССР", — заявила вчера госсекретарь США Кондолиза Райс трем министрам иностранных дел стран Балтии. Ключевое слово "оккупация" произнесено не было.
Признание всей планетой факта оккупации Латвии Советским Союзом является основой основ нашей внутренней и внешней политики. Власти ЛР еще совсем недавно с подачи ВВФ развернули целую пропагандистскую кампанию с целью внушить и убедить все страны, особенно западного мира, в этом "неоспоримом историческом факте". Правда, даже после этого "оккупационного" пиара большинство правительств западных государств по–прежнему стараются избегать слова "оккупация", заменяя его более мягким — инкорпорация или иногда инвазия (вторжение, вхождение, в том числе и на основе взаимного соглашения).

И вот вчера шеф госдепа США Кондолиза Райс на встрече со своими балтийскими коллегами употребила фразу "насильственная инкорпорация". В официальном пресс–релизе госдепа по итогам переговоров с главами МИД Латвии, Литвы и Эстонии так и написано — forcible incorporation. Отметим, что в английском есть слово оccupation, которое, собственно, и означает оккупацию.

"Администрация США пользуется той лексикой, которая зафиксирована в официальных соглашениях между США и странами Балтии, — прокомментировал это экс–глава МИД ЛР Янис Юрканс. — В частности, в американо–балтийской хартии фигурирует именно слово "инкорпорация". Латвийские власти требуют от России признания факта оккупации в условиях, когда наш основной и главный союзник — США — этого термина избегает. Хочу подчеркнуть, что г–жа Райс вовсе не допустила оговорку, произнеся слово "инкорпорация" осознанно. Конечно, многие латвийские политики будут утверждать, что, мол, особой разницы между "инкорпорацией" и "оккупацией" нет и вообще не стоит обращать внимания на такие нюансы. Сразу же скажу, что эти доводы не выдерживают критики. Во–первых, в дипломатии каждый нюанс имеет большое значение. Значение имеет даже интонация, с которой дипломат произносит ту или иную фразу. Во–вторых, инкорпорация — это вовсе не оккупация, а всего лишь присоединение одного государства к другому. Обратите внимание, что вслед за фразой "насильственная инкорпорация" г–жа Райс говорит: "в состав Советского Союза". Получается, что это не СССР произвел инкорпорацию стран Балтии в свой состав, а просто страны Балтии занесло в состав Советского Союза сквозняком!"

Конечно, руководители США избегают слова "оккупация" вовсе не из вредности и уж точно не потому, что слабо разбираются в истории. Причина в другом — послевоенный раздел мира осуществлялся не единолично Сталиным, а лидерами трех государств–победителей: СССР, США и Великобританией. Если руководство США признает факт оккупации, то, значит, автоматически признает себя и соучастником данного процесса. И недавно, говоря о том, как Латвии воспринимать итоги Второй мировой и относиться к дню 9 мая, глава комиссии сейма по иностранным делам Андрис Берзиньш указал именно на этот исторический факт — на участие в разделе Европы Черчилля, Рузвельта и Сталина. По его мнению, несправедливо всю ответственность возлагать только на СССР.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!