По данным Государственной инспекции охраны памятников культуры, более трети подведомственных объектов находятся в критическом состоянии.
Неслучайно туристов с круизных судов, которые на несколько часов заходят в Ригу, водят по строго определенным маршрутам. Еще бы, достаточно свернуть с Ратушной площади, как попадаешь в район исторических развалин, примыкающих к улице 13 января. Да и шедевр стиля модерн — улица Альберта тоже не лучший объект для восприятия. Наряду с отреставрированными творениями красуются те, которые можно охарактеризовать как остатки былой роскоши. В провинции ситуация не лучше. От бывших баронских муйж, которые сейчас принято называть замками, остались только коробки зданий. Все внутреннее убранство на протяжении всего XX века исправно расхищалось. Вот и приходится, как в Яунпилсском и Турайдском замках, экскурсоводам придумывать всякие привидения и демонстрировать новоделы.

Но похоже, что и чудом сохранившиеся обломки старины тоже благополучно исчезнут. Ведь Цесвайнский замок, переживший все войны и революции, спалили уже в наши дни. Всего на учете в Государственной инспекции охраны культурных памятников состоит 8423 различных объекта, разделенные на пять категорий. Это не только исторические строения, но и места археологических раскопок, охраняемые территории и заповедники. Их владельцами является не только государство, но и самоуправления, и частные лица. Из общего списка состояние только 1011 памятников не внушают опасений. А 2780 сооружений уже могут в самое ближайшее время исчезнуть. Зато 84 исторических объекта, по оценкам специалистов, вполне можно вычеркивать из перечня достопримечательностей: они полностью разрушены и восстановлению не подлежат.

На грани исчезновения сейчас находятся такие культурно–исторические объекты, как Даугавгривская и Даугавпилсская крепости. Ведь они сейчас фактически брошены. В свою очередь, Кокнесский замок, несмотря на все реставрационные работы, медленно, но верно сползает в воды Даугавы и Персе. Приходит в ветхость и уничтожается прямо на глазах деревянная застройка латвийской столицы — дома, построенные еще в первой половине XIX века. Срочные дноуглубительные работы необходимы и каналу Гауя — Даугава. Ведь это гидросооружение, имеющее более чем 100–летний возраст, является памятником истории техники. А оно очень скоро может превратиться в поросшее осокой болото.

Да что там какие–то каналы, если даже на капитальный ремонт президентского дворца в госбюджете денег нет. Все ограничивается покраской фасада. Каждый съезжающий с Вантового моста может видеть все увеличивающиеся трещины в стенах. Но туристические автобусы останавливаются с другой стороны, откуда резиденция главы государства выглядит пока еще прилично.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!