На этой неделе общественность оповестили об очередном заводе по производству биотоплива, на этот раз в Ценской волости Елгавского района. Похоже, что стандартный ответ латвийских миллионеров на вопрос о том, как был заработан миллион — на цветочках, снова становится актуальным.
В соответствии с веянием времени в моде не банальные тюльпаны или розы, а желтенькие цветы рапса. Правительство же одобрило Программу по производству и использованию биотоплива, согласно которой страна будет пересажена на современный вид горючего.

Взамен нам обещаны экологические (снижение загрязненности воздуха от выхлопных газов) и экономические блага: создание новых рабочих мест (от 600 до 2250), увеличение объема взимаемых налогов на 1,4—1,8 млн. Ls ежегодно, рост ВВП к 2010 году на 40—45 млн. Ls, а также увеличение использования пустующих земель под сельское хозяйство на 70—100 тыс. га.

Кроме того, биотопливо, по мысли правительственных мужей и экспертов, станет панацеей от энергетической зависимости нашей страны, поскольку послужит хотя бы частичным заменителем нефтепродуктов, от экспорта которых сейчас зависит латвийская экономика.

Правительство взяло на себя обязательство к 2005 году довести потребление нового горючего до 2% от общего объема используемого топлива в Латвии, а к 2010 году — до 5,75%. И именно в обязательности нововведения и кроется интерес предпринимателей к развитию данного вида производства.

Первый блин

Вплоть до нынешнего года в Латвии работало только одно специализированное предприятие по производству биотоплива в местечки Наукшени Валмиерского района, выдававшее на-гора 2500 тонн биодизеля, или 7500 тонн рапсовых семян в год. В производство биодизеля компания Delta R­ga вложила порядка 1 млн. USD.

Инвестиции весьма оправданны, если учесть, что спиртозавод Jaunpagasts Pluss постоянно заводил речь о проекте по производству биоэтанола (биодобавки к бензину), аналогичные планы вынашивали и в компании Lako (бывший R­ga Bestspirts).

До последнего времени деятельность компаний — производителей биодизеля не была удачной. И этому есть несколько причин, главная из которых — отсутствие дешевого сырья.

Для производства биодизеля в Латвии, равно как и большей части европейских стран, используют рапс — весьма популярное и ценное сырье. Так, семена рапса используют для производства пищевого растительного масла. Кроме того, в процессе производства биотоплива в качестве сопутствующего продукта получается глицерин, который также имеет неплохой сбыт, а отходы производства — шрот —весьма ценное средство для подкормки скота.

Если же упомянуть, что солому рапса можно использовать в качестве опять-таки топлива, а сам рапс во время цветения считается ценным медоносом — впору слагать гимны столь ценному растению, которое может произрастать на наших латвийских землях. Но проблема в том, что отечественный фермер предпочитает выращивать рапс на экспорт, поскольку иностранные закупщики дают в среднем 230 EUR за тонну рапса, в то время, как на местном рынке цена колеблется в районе 120 Ls.

В ближайшее время этот вопрос будет решен, поскольку в Программе по развитию и использованию биотоплива озвучена рекомендация выделить порядка 340—520 тыс. Ls в качестве субсидий фермерам и 0,2-1,4 млн. Ls — переработчикам.

При подобного рода поддержке государства себестоимость производства биодизеля, по мысли разработчиков программы, могла бы составить 0,25—0,28 Ls/л (с учетом реализации сопутствующих продуктов переработки), а розничная цена — колебаться в пределах 0,339—0,380 Ls /л.

Древняя задумка

В 2002 году, после принятия Латвией обязательств по внедрению в жизнь страны биотоплива, проекты по строительству небольших биотопливных заводиков начали плодиться как грибы. Крупнейший из проектов — совместный с немецкой компанией — планируется реализовать в Рижском свободном порту.

Проектная мощность предприятия — 75 тыс. тонн биодизеля в год. Чтобы обеспечить работой данное производство, латвийские крестьяне должны выращивать рапса на общей площади 150 тыс. га. Аналогичные планы в меньших масштабах вынашивают предприниматели, заявившие о строительстве биодизельных заводов на территории Лиепайской СЭЗ (14 тыс. тонн), в Резекне и уже упоминавшемся Елгавском районе. Похоже, что инвесторы знали о том, что в середине июня этого года проект нового Закона о биотопливе будет подан на рассмотрение в латвийский парламент.

В проекте закона продекларирована поддержка производства и использования биотоплива на государственном уровне. Согласно документу, "достанется" буквально всем: акцизным складам, фермерам, потребителям сопутствующих продуктов (метила, этилэфира, биогаза и т.д.) и, конечно, — производителям. Нынешние власти делают все, чтобы заинтересовать бизнес в производстве "независимого топлива", обещая льготы, субсидии, компенсации, налоговые скидки.

Более того, власти намерены подключить даже административный ресурс. Так, с 1 мая 2007 года все государственные учреждения и предприятия самоуправлений должны будут как минимум на 50% использовать для служебного транспорта только топливо с биокомпонентами.

Начиная с этой же даты транспортные услуги госучреждениям и самоуправлениям могут предоставлять только предприятия, использующие биокомпоненты в топливе в ранее оговоренном составе. В этот же список попал и общественный транспорт, включая железнодорожный. Исключение — суда, курсирующие на международных линиях.

Начиная с 1 января 2011 года в Латвийской Республике будет разрешена реализация только такого бензина, в составе которого по меньше мере 4,5% биоэтанола. Дизтопливо — в составе которого, по меньшей мере 5% биодизеля.

Для производства биомассы, биоэтанола, биодизеля и другого биотоплива разрешено использовать только сырье происхождения Евросоюза. Для производства биотоплива разрешено также применять конфискованный алкоголь. Для контроля и продвижения положений закона в жизнь будет создан Совет по способствованию производства и использования биотоплива под патронажем Министерства земледелия ЛР.

Некоторые ягодки цветочного бизнеса

Суммировав нынешнюю ситуацию вокруг производства биотоплива, можно отметить, что, несмотря на всю привлекательность, этот вид бизнеса имеет высокие политические риски.

Самое главное — общая мощность производства биотоплива, заявленного к реализации, превышает реальные возможности латвийских крестьян. А значит, латвийским производителям биотоплива придется обратить свой взор на соседей, прежде всего на Украину и, возможно, на Казахстан. В настоящее время импорт семян рапса в ЕС не облагается квотами, в отличие от импорта рапсового масла. Однако прогнозировать развитие ситуации к 2010 году не берется никто.

Представители политических партий Латвии проявляют все более серьезный интерес к этому виду бизнеса. Можно, конечно, обвинить злые языки в клевете, но позволим себе напомнить один примечательный факт из совсем недавнего прошлого. Незадолго до вступления Латвии в Евросоюз состоялась инвентаризация всего топливного запаса страны. Цель учета была проста — с 1 мая существенно повышался налог на бензин и дизтопливо, и в ночь на первое мая состоялся пересчет акциза по новым, повышенным, ставкам на все остатки топлива на латвийских базах.

Однако буквально за сутки до 1 мая Сейм Латвии умудрился принять решение, согласно которому на топливо с биодобавками подобное действо не распространялось. Поговаривают, что наибольшие запасы "биотоплива", в том числе бензина с упоминавшейся добавкой ETBE, нашлись на крупнейшей в Латвии топливной базе в Салдусе. Прочие конкуренты кусали локти и могли только бессильно негодовать: не всем так везет в жизни, как компаниям, где имеют интерес политики, непосредственно стоящие у власти. В АО Kurzemes degviela — главном владельце Салдусской нефтебазы — эту историю комментировать отказываются, равно как и ситуацию с биотопливом в Латвии вообще.

Дело в том, как утверждают опять-таки в кулуарах, компания имеет свой собственный интерес в одном из проектов по производству биоэтанола — на заводе Jaunpagasts Pluss.

В итоге, когда в Правилах по обороту биотоплива, принятых латвийским правительством в середине июня этого года, производство биотоплива было разрешено только компаниям, имеющим лицензию на работу акцизного склада нефтепродуктов, вновь поползли разговоры о лоббировании интересов вполне конкретных бизнесменов.

Ведь ни один из компонентов биодизеля или биоэтанола не имеет отношения к нефтепродуктам, более того, в странах ЕС, где развито производство биотоплива, конечный продукт не облагается акцизным налогом.

Впрочем, с учетом общей обязательности в покупке биогорючего, только в 2010 году объем реализации биотоплива на латвийском рынке превысит 40 млн. Ls. Выглядит очень невероятным, что подобный кусок прошел бы мимо внимания влиятельных лиц в Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!