1 мая будет ликвидировано Госбюро по защите внутреннего рынка (VITAB), чьи функции с момента вступления Латвии в ЕС переходят в руки Еврокомиссии. На латвийских производителей это событие окажет двоякое воздействие.
С одной стороны, на нашу страну автоматически распространятся защитные меры, применяемые в Евросоюзе против третьих стран. С другой — латвийские производители окажутся беззащитными перед собратьями по союзу. "Нашим предпринимателям предстоит научиться активно защищать свой бизнес",— считает директор VITAB Астрида Тюша.

— Что же будет с нашим внутренним рынком после 1 мая, когда ваше бюро прекратит свое существование?

— Одно из основных условий членства в Евросоюзе — общая торговая политика. Поэтому 1 мая этого года наши национальные законы "О защите внутреннего рынка" и "О защите от субсидированного импорта", на основании которых действовал VITAB, утратят силу. И все инструменты, которыми мы пользовались для защиты наших производителей, — мероприятия по антидемпингу, защите от зарубежных субсидируемых товаров и ограничению импорта — будут применяться к Латвии в рамках единой Европы. С одной стороны, местным производителям от этого станет легче. Скажем, латвийской фирме, производящей носки и страдающей от наплыва дешевой продукции из Китая. С другой стороны, например, будут отменены утвержденные нашим бюро антидемпинговые меры, применяемые к импортной свинине. Если кто-то из производителей начнет из-за этого терпеть убытки, ему придется самому отстаивать свой бизнес перед Еврокомиссией, к которой с мая перейдут наши функции.

— Многие предприниматели обеспокоены этой перспективой, добиться благосклонности от еврочиновников, да и просто достучаться до них, будет непросто…

— Совершенно верно. Производителям придется научиться быть активнее. Ведь до сих пор даже в тех случаях, когда мы получали сигналы от фирм и компаний, было очень трудно проводить проверки жалоб именно по причине инертности предпринимателей. У нас еще в ходу старое мышление: мол, государство обо всем позаботится. И получить от жалобщиков дополнительные сведения, необходимые для вынесения решения, было очень непросто.

А теперь латвийской компании, страдающей от иностранного демпинга, придется "идти за правдой" в Брюссель, вести переписку с Еврокомиссией. А у нее позиция такова: если вы не сигналите о своих проблемах, значит демпинг имеет право на существование. Писать в комиссию можно, конечно, и на латышском. Однако, если дело потребует дополнительных сведений, предпринимателю придется привыкнуть к тому, что кроме латышского есть и другие языки, которые надо знать.

— Такие методы борьбы за свои интересы не кажутся эффективными…

— Нашим бизнесменам придется объединяться ради достижения общих целей. Понятно, что отдельно взятой латвийской фирме будет непросто отстоять свои интересы. Поэтому производителям лучше уже сейчас налаживать контакты с коллегами из европейских профессиональных ассоциаций и выдвигать коллективную жалобу. Мы тут в Латвии привыкли к тому, что многое решают личные связи: все друг друга знают, лоббировать интересы сравнительно легко. В Европе же решающим фактором будет умение соблюсти все бюрократические формальности, сформулировать свою позицию и подтвердить ее документально.

Следует помнить, что антидемпинговые проверки в ЕС начинаются на основании заявления местных производителей товара, аналогичного импортируемому. Но Еврокомиссия примет заявление о демпинге только в том случае, если оно исходит от минимум 25% производителей такого товара во всем Евросоюзе и если заявление поддержит 50% местных производителей.

— Какие перемены, по-вашему, ждут наш рынок в мае?

— Начнем с того, что ЕС, как и Латвия, является членом Всемирной торговой организации и подчиняется ее законам. Основная антидемпинговая регула ЕС основана на соответствующем законе ВТО с незначительными ужесточающими нюансами. Поскольку внутри ЕС не существует таможенных границ, взаимный импорт-экспорт будет ограничиваться разве что квотами. В порядке исключения "закон о вступлении" предусматривает для новых членов союза возможность введения чрезвычайных мер защиты рынка против других стран ЕС, если в результате расширения Евросоюза стремительно возрастают объемы импорта какого-либо товара, нанося вред местным производителям. В этом случае, как я уже говорила выше, местным производителям надо активно заявлять о своих убытках.

Что касается глобального прогноза — его мы не делали. Но уже сейчас понятно, что компаниям, привыкшим импортировать дешевые компоненты из третьих стран — России, Белоруссии, — придется от этого отвыкать. Дешевый белорусский поташ, постельное белье из Индии и еще целый ряд других товаров будет облагаться антидемпинговой пошлиной от 20 до 50 EUR.

А с 1 мая в Министерстве экономики будет создан новый отдел, который будет вести переговоры с Еврокомиссией по поводу каждого ее решения о введении мер по защите рынка, а также информировать о решениях наших производителей. В некотором роде этот отдел продолжит начатое нашим бюро.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!