"На месте олигархов я бы уже начинал сушить сухари", — мрачно прокомментировал последние события в Латвии Капитан Акула. Экс–депутат и бывший министр внутренних дел, опальный ныне политик Янис Адамсонс представил "Вести Сегодня" свою версию происходящего в нашей стране — в свете сенсационного ареста Лембергса.
"Все, что происходит сегодня в Латвии, шокирует или по крайней мере удивляет всех, кроме… меня! Лично я был готов к такому развитию событий ("зачистке" Лембергса и других влиятельных людей в ЛР), поскольку подобные методы устранения чересчур самостоятельных политиков испытал на своей шкуре", — говорит Янис Адамсонс, который сначала был лишен права баллотироваться в парламент и самоуправления (вдруг "обнаружилось", что он чекист!), а потом и предстал перед судом по обвинению в клевете на должностных лиц (с трибуны сейма заявил, что отдельные министры связаны с педофильным скандалом). В интервью нашей газете он излагает свое видение происходящего в ЛР.

— Вы можете, конечно, считать, что мне это все приснилось, что приведенная мною "теория заговора" — всего лишь мои личные фантазии… Но еще в 2000 году, как рассказали мне хорошо информированные люди, ребята из–за бугра приняли "окончательное" решение "зачистить" всех влиятельных политиков, которые пытаются проводить в Латвии слишком самостоятельную политику, то есть в интересах местного населения, в интересах своей страны, если хотите.

— Первым, так уж получилось, пал жертвой я. "Вдруг" обнаружилось, что я "отъявленный чекист"! Помните, в разгар предвыборной борьбы "компетентные органы" неожиданно узнали, что советские погранвойска, в которых я служил, формально подчинялись КГБ СССР. На этом основании меня объявили бывшим штатным сотрудником КГБ и лишили права баллотироваться! Кстати, надеюсь, что уже в этом году Евросуд вынесет вердикт по моему иску против латвийского правитель-ства. Еще в феврале Кабинет министров и я направили в Страсбург свои пояснения по данному делу. Любопытно, что Евросуд поинтересовался, откуда власти ЛР узнали о моей службе в войсках, подчинявшихся КГБ СССР. На это я ответил очень лаконично — из моей официальной биографии! Да, еще в 1992 году, когда я вернулся в Латвию, чтобы с нуля создавать латвийские погранвойска, я, разумеется, собственноручно свою биографию написал, и мое прошлое в тот момент никого не смущало. Служба на советской границе не мешала мне руководить пограничными войсками, дважды избираться в парламент, быть министром внутренних дел! Лишь когда я вступил "не в ту партию" и попытался действовать в интересах Латвии, а не забугорных ребят, я сразу же стал "чекистом". Ну а потом меня сделали еще и "уголовным преступником".

Именно на мне была отработана система "зачистки" "опасных" политиков. Правда, в ту пору, когда меня прессовали, никто из влиятельных политиков, включая г–на Лембергса, и словом обо мне не обмолвился. Видимо, политики действовали по принципу: меня не трогают — и ладно, или по другому принципу, еще более наивному: меня–то уж точно такая участь не постигнет.

Нынешние события в Латвии показывают, что такая участь может коснуться всех, кто смеет "свою позицию иметь" и хочет здесь устанавливать свои правила, не согласованные с ребятами из–за бугра. Очевидно, что г–н Лембергс перешел "красную черту", он был слишком самостоятельным, пытался сомневаться в "государственной линии", особенно линии внешнеполитической. Вспомним, как вентспилсский мэр постоянно критиковал наше военное присутствие в Ираке. Он и своих представителей в сейме настраивал соответствующе. Окончательный же приговор вентспилсский мэр подписал себе, когда решил претендовать на пост премьер–министра. Правда, премьером он все–таки не стал, но в заседаниях правящей коалиции участвовал. Почти уверен: если бы г–н Лембергс "сидел тихо" в своем портовом городе, как это он делал еще 3–4 года назад, он и сегодня был бы на свободе, летал бы за границу, ездил бы на охоту, в общем, наслаждался жизнью…

Но он перешел рубеж "дозволенного" и теперь ест тюремную похлебку.

— Янис, вы считаете, что г–н Лембергс чист перед законом?

– Простите, но я тогда могу вам задать встречный вопрос: а кто у нас из миллионеров чист перед законом? У нас что, можно было заработать большие деньги, педантично соблюдая все законы? Помилуйте, это вообще нереально! Мне, например, непонятно, почему вентспилсский мэр должен один сидеть на нарах и на скамье подсудимых. Хочу обратить внимание и на то, как именно происходит "зачистка" г–на Лембергса. Его ведь вполне могли просто вызывать на допросы, оставив под подпиской о невыезде, или, на худой конец, могли посадить вентспилсского мэра под домашний арест, или есть еще одна мера пресечения — полицейский надзор. Кто мешал прокуратуре получить санкцию на прослушку телефонов мэра? Можно было даже установить за ним круглосуточное наблюдение. Зачем же сажать в тюрьму? Разве он кого–то убивал, насиловал? У нас убийцы–то как раз частенько на свободе разгуливают, а тут мэра города сажают в тюрьму… Причем не удивлюсь, если на суде выяснится, что инкриминируемых ему преступлений он не совершал, да и вообще все эти дела — результат борьбы экономических группировок в Вентспилсе.

Ответ прост как грабли: чтобы психологически сломать вентспилсского мэра, а заодно показать и другим — смотрите, что мы сделали с самым влиятельным человеком в стране! Если не сделаете выводов и будете мешать нам проводить свою политику, станете соседями г–на Лембергса. Соседями по тюремной камере. Придется вам общаться друг с другом методом перестука.

— Согласны ли вы с тем, что в стране начался политический кризис? Может ли дойти дело до роспуска парламента?

— Такой парламент многих забугорных ребят не устраивает. Особенно в свете принятых изменений в законах о спецслужбах. Вы обратите внимание, что именно вызвало возмущение президента и "наших союзников". Нет, они не сокрушались по поводу того, что совет по контролю над спецслужбами возглавил премьер. Эту поправку в закон "союзники" и президент наверняка проглотили бы. Больше всего их возмутили новые статьи в законах, которые повышали роль парламента в надзоре за спецслужбами. Сразу же началась невообразимая истерика — мол, подумать только, депутаты и их консультанты смогут контролировать работу спецслужб! Это угрожает безопасности государства, это может привести к утечке секретной информации. Извините, но это полный вздор! Во–первых, контролировать деятельность спецслужб могли только те депутаты и уполномоченные ими лица, которые имеют допуск к госсекретам. А во–вторых, спецслужбы не занимаются дознанием, не ведут уголовные дела (за исключением Полиции безопасности), да и принятые поправки не давали полномочий парламенту истребовать для изучения уголовные дела. Таким образом, депутаты даже при всем желании не могли вмешаться в ход расследований уголовных дел. Но зато они могли… проверить законность прослушки тех или иных политиков, других должностных лиц.

И, видимо, вот это больше всего испугало забугорных ребят. Они не могли допустить, чтобы депутаты, особенно не состоящие на службе у зарубежных структур, получили право контролировать процесс прослушки.

Вот в такой стране мы живем: из–за попытки парламента реализовать свое конституционное право — осуществлять контроль над спецслужбами — президент устраивает политический кризис в стране и просит народ на референдуме оценить законы о спецслужбах. Это вообще нужно было додуматься: заставлять простых людей анализировать крайне специфические законы, в которых еще не каждый из юристов может разобраться!

Зачем же тогда нам парламент? Ведь суть парламентской демократии в том, что народ делегирует своим законным представителям — депутатам — право представлять их интересы и от их имени реализовывать конституционные функции, в том числе и осуществлять контроль за спецслужбами. Фактически депутаты пытались реализовать на практике основную статью конституции, гласящую, что власть в ЛР принадлежит латвийскому народу.

Теперь мы видим, к чему это привело. Не удивлюсь, если дело действительно дойдет до роспуска парламента. Забугорным ребятам решительно не нравится нынешний состав парламента, им нужны более послушные депутаты.

Самое печальное, что если действительно президент пойдет на роспуск парламента, то народ на референдуме может и проголосовать за досрочные выборы. В знак протеста против нынешней социально–экономической ситуации. Хотя виноват в этом не столько парламент, сколько правительство. Вот оно–то и должно было уйти в отставку.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!