Несмотря на то что латвийское правительство вот уже второе десятилетие играет с латгальцами в жмурки, закрывая глаза на многочисленные проблемы Латгалии, латгальцы и не думают сдаваться. Не позволяют характер и менталитет этих закаленных невзгодами людей.
Недавнее скандальное выступление Яниса Тутинса, обратившегося к сеймовским коллегам на латгальском языке, на родине депутата произвело настоящий фурор. Латгальские патриоты тут же предложили установить в честь этого знаменательного события новую красную дату календаря: считать 12 января Днем защиты латгальского языка. Латгальские энтузиасты, вопреки государственной политике сохраняющие язык и культуру своего народа, воодушевились.

С властью по–латгальски

Янис Тутинс за два месяца работы нового сейма научил практически всех депутатов здороваться по–латгальски. В высших эшелонах власти зазвучало приветствие: "Васалс шодиен" и ответное: "Васалс". На языке народа, которого официально в Латвии нет. Как нет и официальных данных о количестве проживающих в Латвии латгалов.

Считать их латвийские власти упорно не хотят. При последней переписи населения в 2000 году даже тех, кто называл себя латгалами, автоматически записывали латышами. На основании того, что они — "этнографическая группа латышей". Хотя само это понятие никак не может быть применено к латгалам: этнографические группы не имеют представления о своем отличии, а выявляются учеными на основе исследования сходства и различий в культуре представителей одного и того же народа. Латгалы же осознают свою самобытность очень хорошо. Да и для латвийской власти это тоже не секрет.

–Так сложилось, что в Латгалию съезжаются все кому не лень только перед выборами, когда голоса избирателей нужно собирать, — говорит возмутитель спокойствия латвийских национальных радикалов Янис Тутинс. — Тогда жителям Латгалии щедро обещают выделить значительные средства на развитие края, на сохранение языка и культуры латгалов.

И на четыре года благополучно о своих обещаниях забывают. Я напомнил об этом депутатам на хорошо понятном всем им латгальском языке и предложил внести поправки к Закону о госязыке — определить статус латгальского как одного из древнейших языков Латвии. Ведь учеными давно доказано, что латышский язык произошел от латгальского, а не наоборот.

Но благодаря политике нашего государства этот древнейший язык Латвии в настоящее время находится на грани исчезновения. Если старшее поколение еще как–то может писать на латгальском, пусть даже с ошибками, то их дети и внуки — уже нет. Вымирает не только латгальский язык. Из Латгалии по причинам экономического и социального характера уезжает молодежь, в деревнях молодых людей уже практически не осталось.

И никто не возвращается. Латгалии постоянно обещают субсидии в размере 20–30%, но реально регион получает только 2–3%. А что будет при подобном отношении государства к Латгалии и проживающим в ней людям через 10–15 лет?

Латгальская закваска

По словам редактора газеты "Резекненские вести" Мары Низинской, доказывать, что корни современной Латвии находятся в Латгалии, давно уже не нужно. Это было сделано в ходе проведения в Резекне двух огромных международных конференций, на которых прозвучали выводы ученых. Первая высшая школа Латвии была основана в латгальском городке Краславе. А латгальский язык никакой не диалект латышского, а вполне самостоятельный, более того — нациообразующий.

И если уж государство признало ливов и встало на защиту языка такой малочисленной народности, то латгальскому и подавно должен быть дан зеленый свет. Только правящей элите это невыгодно. С официальным признанием латгальской идентичности может сразу рухнуть идея построения Латвии как латышского национального государства, в котором доминирует латышская нация. Да и ни к чему, на взгляд властей, помогать Латгалии, жители которой всегда осмеливаются иметь свое, отличное от официального мнение по самым разным вопросам. Не за тех голосуют, например. В пику правящим партиям.

— В Латвии, к сожалению, все делается по партийному блату, — говорит Мара Низинска. — В том числе и распределение средств. Обычное для государства явление: все лучшее — центру. Но подобная централизация может привести к тому, что рухнут все латвийские окраины. Как рухнула централизованная система доставки почты. Только последствия будут еще более худшими. Говорит Латгалия

Однако вопреки многолетнему специфическому отношению властей латгальские энтузиасты сохраняют язык и культуру своего народа собственными силами. В Резекне работает уникальное издательство латгальской литературы, выпустившее в свет большое количество книг на латгальском языке из наследия 1930–х годов.

Оно до сих пор регулярно проводит различные конкурсы для авторов. В шоу–бизнесе для молодежи многое делается рок-группой Bez PVN, с успехом выступающей исключительно на латгальском языке. А полгода назад стартовал грандиозный проект — латгальский язык зазвучал в радиоэфире.

Сначала в Резекне, затем в Даугавпилсе, а совсем недавно и в Екабпилсе. Главным идейным вдохновителем создания Латгальского радио стал Валдис Лабинскис, который много лет жил в Германии и работал на радио "Свобода" в Мюнхене и в Праге. Несколько лет назад вернувшись в Латвию, В. Лабинскис стал первым диктором радио "Свобода" в Риге, а в 2004–м победил в конкурсе проектов по созданию радиостанции на освободившейся частоте.

— По статистике, в Латгалии проживает самое большое количество людей, слушающих радио, — рассказывает директор Латгальского радио В. Лабинскис. — И для этой аудитории существовал большой выбор местных радиостанций, вещавших на русском, латышском и даже английском языках. Но на латгальском языке ни одной радиостанции не было. Я решил эту нишу занять. Тем более что в Латвии проживает порядка 400 тысяч человек, для которых латгальский язык является родным. Даже если каждый десятый из них слушает радио, получается значительная аудитория.

— Государство вашу идею поддержало?

— В основном морально. Спонсорами стали латгалы, проживающие в Риге и за границей. Я вложил свои деньги, которые удалось скопить за двадцать лет работы на радио "Свобода". Поначалу в финансовом плане было трудно, но впоследствии проект получил средства из европейского и латвийского фондов.

— Часто приходится слышать о том, что латгальский язык находится на грани исчезновения. Да и у нашего государства отношение к латгальцам и региону оставляет желать лучшего. Вы не считаете, что делать ставку на латгальский язык для частной радиокомпании весьма рискованно?

–Сложно загадывать, что будет через 10–20 лет. Но, думаю, в течение пяти лет наша радиостанция будет только развиваться. И я рад, что у меня имеется возможность внести свою лепту в сохранение латгальского языка и культуры. Конечно, не всем правящим партиям нравятся латгальцы и их язык. Тем не менее сегодня все обязаны соблюдать права человека в Латвии. А латгальский язык, которому в Латвии уделяется мало внимания, вполне может претендовать на идентификацию.

Вот уже несколько недель в высших эшелонах власти бушуют окололатгальские страсти. Вслед за Тутинсом с трибуны сейма неожиданно заговорила на латгальском и депутат от Народной партии Анта Ругате.

Голосуя против законопроекта о сохранении латгальского языка, А. Ругате все же посчитала этот язык самым уместным при обсуждении болезненного для Латвии абренского вопроса. Для большинства латгальцев так и осталось загадкой: и на кой это Абрене Латвии сдалось, если та же Латгалия сегодня брошена на произвол судьбы со всеми своими многочисленными проблемами? Разве что для очередных политических спекуляций.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!