Таможня оказалась полностью не готова к работе в условиях ЕС. Глава компании Schenker и президент Латвийской ассоциации логистики и таможенных брокеров Айвар Тауриньш предлагает незамедлительно перейти на аварийный режим работы и оформлять грузы вручную, на бумаге, без использования компьютерных систем.
С компьютеров на бумагу

Слухи о полной неразберихе на латвийской таможне возникли задолго до 1 мая. В свою очередь руководители ведомства усердно опровергали любые нарекания. Но теперь все стало окончательно ясно: даже рядовые таможенники в неофициальных беседах жалуются на полный хаос и неразбериху. Впрочем, главными пострадавшими будут не они, а латвийские порты, перевозчики, экспедиторы и транзит в целом.

Фактически все виды грузов на таможне встали сразу после Первомая. Таможенники либо просто не знают, что делать с грузом, либо из-за неотлаженности компьютерных систем (TARIC и прочих) не могут должным образом оформить груз. Трудности не коснулись лишь грузов, следующих по железной дороге или автотранспортом по TIR-карнетам. Ситуацию можно назвать критической, считает Айвар Тауриньш. Он рассказал "Телеграфу" о непростом разговоре с главой Таможенного управления Мартиньшем Толсом, в котором руководитель лидера латвийской логистики Schenker попросил Мартиньша Толса перевести все таможенные пункты на аварийный режим работы. Это означает, что пока не будет отлажена процедура оформления грузы следует как можно быстрее пропускать единственным оставшимся способом: заносить в бумажный журнал необходимую информацию и давать добро. Иначе все транзитные грузы в ближайшее время пойдут не через Латвию, а через Эстонию.

Кстати, эстонцы снова опередили нас: их таможня оказалась почти полностью готова работать в условиях ЕС. Айвар Тауриньш подчеркивает, что нельзя допускать даже временного переброса грузопотока на Таллин или другие порты, поскольку потом его просто не удастся вернуть обратно в Ригу.

Судиться себе дороже

Айвар Тауриньш отмечает, что на нашей таможне царит весьма странное настроение. По правилам на аварийный режим эта служба обязана переходить, если неполадки длятся в течение двух часов. Однако таможенники по необъяснимым причинам не делают этого. По словам директора Schenker, только сотрудники Курземского регионального отделения таможни признали свою неготовность и стали работать с бумажными журналами. Остальные пока раздумывают, но это промедление может стать роковым.

Простой только одной фуры обходится в 100 EUR/сутки, простой морского судна — в 5000 — 10 000 USD/сутки. Но это только прямые потери, а есть еще потери грузополучателей, которые очень трудно учесть. Айвар Тауриньш не смог оценить возможный ущерб, но совершенно очевидно, что на карту поставлена репутация и конкурентоспособность Латвии как транзитного государства. По его мнению, сейчас требуется решиться на чрезвычайные меры и одновременно налаживать функционирование компьютерных систем. Ведь аварийное положение не может продолжаться вечно. Айвар Тауриньш полагает, что сейчас важно не искать виноватых, а поскорее наладить нормальную работу таможни.

Говоря о возможном взыскании убытков через суд, Айвар Тауриньш горько усмехнулся: "Давайте будем реалистами. Ну кто станет судиться с СГД? А даже если станет, то что из этого?"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!