В четверг депутаты Сейма не сдали своего спикера — лидера "зеленых и крестьян" Ингриду Удре, не позволив оштрафовать ее за полученные партией незаконные пожертвования.

В пятницу стала ясна причина депутатской солидарности — Бюро по борьбе и предотвращению коррупции огласило данные еще по 13 партиям-нарушителям, уличенным в фиктивных спонсорах и подставных жертвователях. Всплыл даже такой неприглядный факт: социал- демократы умудрились получить вспомоществование с того света — в списке их жертвователей оказался человек, числившийся умершим. Так что, защитив спикера, депутаты попытались застраховаться от возможных санкций по отношению к себе. Сама госпожа Удре, судя по всему, удовлетворена реакцией коллег. Она лишь искренне посетовала: их партийную кассу проверили первой. Резонно полагая, что если бы второй или третьей, то это не так бы бросалось в глаза. Этика наших законодателей вполне допускает, что ежели виноваты все, значит, не виноват никто.

В древние времена в тайных обществах, когда хотели уйти от личной ответственности за какое-то важное решение, заставляли всех подписываться по кругу. Так родилась круговая порука. Замазанные общим нарушением закона местные законотворцы лихо воплощают в жизнь хитроумные уловки предков. Вот только как они объяснят избирателям, почему нарушение закона одним сходит с рук, а другим — нет?

Впрочем, выход, кажется, найден и без этого — с жесткой руки антикоррупционного бюро в недрах Сейма зреют поправки к Закону о финансировании партий. Они предполагают установление лимитов на предвыборные расходы партий. Кажется, ну вот, чем не узда на чрезмерные аппетиты политиков? Настораживает только одно — ни одна из находящихся у власти партий пока этому не воспротивилась.

Уж не потому ли, что круговая порука позволяет раскрученным политическим силам подготовить засаду для новичков. А вдруг появятся смельчаки перед муниципальными выборами? Вот их-то и посадят на голодный паек лимитчиков.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!