В апреле объем грузов, проходящих через таможенные склады, возрос в несколько раз. Держатели складов, предвидя будущий упадок, пытаются "накопить жирок". "До 1 мая грузы, идущие из стран Евросоюза через Латвию, хранились на таможенных складах. После 1 мая этот порядок будет упразднен. Грузы из стран ЕС более не могут храниться на таможенных складах. Теперь эти склады будут предназначены только для грузов "третьих стран", т.е. из США, например, или СНГ. Но надо отметить, что до сих пор именно продукция стран ЕС составляла почти половину всего грузопотока, проходившего через латвийские склады. А, следовательно, изменение условий логистики впрямую ударит по складскому бизнесу",— отметил в разговоре с Kb заместитель председателя Ассоциации грузоперевозчиков Латвии Михаил Фридман. От себя добавим, что перестают работать схемы по занижению таможенной стоимости товаров, которые были выгодны российским клиентам латвийских складов. Что тоже грузопотока к нам не увеличит.

Надо сказать, что каждая из компаний, работающих в складском бизнесе, согласно существующей до сих пор практике, имела три обязательные лицензии. А именно: лицензию на деятельность в статусе таможенного склада, лицензию для работы акцизного склада и лицензию для склада товаров НДС. На последнем складе хранились товары, покупатели которых не могли уплатить сразу НДС. Теперь все будет по-другому. Таможенные склады, как мы уже упомянули, сохраняются только для товаров "третьих стран". Претерпевает изменение и деятельность складов для акцизных товаров. Начиная с 1 мая акцизные товары также разделят по происхождению: на продукцию стран ЕС и третьих стран.

При этом для хранения акцизных товаров стран ЕС необходимы отдельные складские помещения, равно как и акцизный товар "третьих стран" также надо будет хранить на отдельном складе. Соответственно, нужна отдельная лицензия для складов акцизных товаров из ЕС и абсолютно отдельная лицензия для хранения товаров из стран, не входящих в ЕС.

В наиболее сложное положение попали торговцы горючим. Легко отделить друг от друга, к примеру, водку или вино в зависимости от страны происхождения. Значительно труднее хранить в отдельных цистернах, к примеру, бензин, "европейского" Мажейкяйского НПЗ и российского производства. Под угрозой находится такой традиционный для латвийских топливных компаний процесс, как смешивание горючего. Дело в том, что согласно латвийскому толкованию европейских норм, акцизные товары производства стран ЕС и "третьих стран" не могут смешиваться в одной емкости. Это положение после разъяснения на встрече в Министерстве финансов вызвало у торговцев горючим, среди которых и крупнейшие налогоплательщики нашей страны, состояние близкое к шоковому. Ведь именно на блендинге топлива строится бизнес владельцев топливных баз. Кроме того, раздельное хранение потребует дополнительных емкостей (естественно, сертифицированных для работы в ЕС), коих в нашей стране и так уже дефицит.

Кстати, в Эстонии такого положения нет. И речь, как пояснили Kb эксперты, идет не столько о радении о чистоте горючего в нашей стране. Причина проста: после вступления в ЕС для ряда нефтепродуктов, поступающих для реализации на латвийский рынок, вводится таможенная пошлина (до 1 мая ввозная пошлина была равна нулю). Сделано это чиновниками ЕС для защиты собственного рынка от продуктов "чужого производства". Например, для бензина российского производства таможенная пошлина составит 4,8%. Но возводятся таможенные барьеры не для всех видов грузов. Так, для двух видов дизтоплива, импортируемого из Белоруссии, эта ввозная ставка по-прежнему останется на нулевом уровне. Однако все это, по признанию предпринимателей, не является барьером для учета, взимания налогов и возможности для содержания "в одном флаконе". Предполагают, что латвийская СГД добилась подобного толкования нормативов Евросоюза во избежание лишней головной боли во время проверки топливных баз.

Проблемы ожидаются и со складами НДС. "Сейчас чиновники СГД отказываются лицензировать склады НДС, объясняя, что не видят необходимости в их дальнейшей деятельности. Но я считаю, что чиновник не может ограничивать бизнес",— отметил Михаил Фридман. Чиновник, как видим, считает по-другому.

Запутавшись в череде инструкций и положений, которые накануне вступления в ЕС чуть ли не каждый день штампуются Кабинетом министров, в начале апреля предпринимательские ассоциации представителей транзитного бизнеса забыли о своих разногласиях и составили совместное обращение к правительству. В послании предприниматели призвали решить проблемы транзита и логистики, связанные со вступлением в ЕС.

"Реакция со стороны правительства последовала. Было организовано уже две встречи с представителями Министерства финансов. Кроме того, при КМ была создана специальная рабочая группа для решения вопросов, которую возглавил представитель Министерства сообщения Латвии",— отметил заместитель Ассоциации грузоперевозчиков. Тем не менее в процессе и механизме работы транзитного бизнеса после 1 мая остается еще много неясного.

Понятно одно, что со сменой логистики товаров из стран ЕС условия работы транзитного бизнеса Латвии претерпят крутой перелом. Выход в сложившейся ситуации может быть найден в создании новых центров логистики на территории нашей страны. Однако, как отмечают специалисты, их количество не может быть слишком велико. И для успешной работы подобных центров, оборудованных по последнему слову техники, необходим существенный объем денежных ресурсов.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !