Управление полиции Алуксненского района опять лихорадит. Еще против двоих сотрудников (уже бывших) возбуждено уголовное дело. Сандрису Гайлансу и Нормунду Зиньгису предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий с применением насилия. К обоим применена мера пресечения в виде подписки о невыезде. Гайланс и Зиньгис уволены с работы в правоохранительных органах по собственному желанию.
Репрессии продолжаются?

В этом не было бы ничего странного, если бы случай не произошел именно в Алуксне и заявление на полицейских не написал 37–летний Янис Кристовскис. Тот самый, по заявлению которого за получение взятки был осужден на три года с конфискацией имущества Андрей Поляков, инспектор по расследованию особо важных дел полиции Алуксненского района. О перипетиях этого дела "Вести Cегодня" рассказывала в одном из предыдущих номеров газеты в статье "За что посадили русского полицейского?" (№ 264 от 12 ноября 2002 года).

То, о чем рассказывал в районной прокуратуре Янис Кристовскис, произошло летом этого года. Дескать, к нему домой явились Гайланс и Зиньгис, поколотили его, а Гайланс еще отобрал у жены Яниса четыре бутылки пива, за что, кстати, ему предъявлено обвинение в злостном использовании служебного положения в корыстных целях. По словам Кристовскиса, избиению он подвергся за то, что сообщил в полицию о взятке, которую якобы требовал с него Андрей Поляков и за которую полицейский и был позже осужден.

Снова подстава?

Однако с этой версией, официально обнародованной информационными агентствами, в корне не согласны оба обвиняемых. "О Полякове в тот день мы вообще не говорили. И о чем вообще можно говорить с нетрезвыми людьми, а Янис Кристовскис и его гражданская жена Агра Гарткевича были выпившими, и мы всего лишь пытались остановить семейный скандал", — возмущается теперь уже бывший алуксненский участковый инспектор Сандрис Гайланс. По его словам, в тот вечер все происходило совершенно не так, как это теперь пытаются представить в прокуратуре. Было обычное дежурство. Поступил вызов в дом, в котором проживают Кристовскис с Гарткевичей. Женщина сообщала о том, что ее избивает гражданский муж.

"Когда мы подъехали к дому, нам навстречу выбежала дочь Кристовскиса, которая со слезами на глазах рассказала, что папа избивает маму, — продолжает Сандрис Гайланс. — Мы сразу же побежали в дом, но двери захлопнули перед нашим носом. И тут девочка сказала, что папа может выпрыгнуть через окно и убежать. Тогда я сказал водителю — Нормунду Зиньгису, чтобы он взял на себя окно, а я стал стучать в дверь. И тут я услышал шум в саду, побежал туда — оказалось, что Кристовскис и вправду выпрыгнул в окно и пытается бежать. Но он зацепился за низкую ограду и упал в пруд. Мы говорим: "Вылезай!", а он ни в какую. Говорит: "Пускай сюда придут Гросс и Синате, тогда вылезу!" (начальник криминальной полиции Управления полиции Алуксненского района и его заместительница. — Прим. ред.).

Далее, по словам Гайланса, к пруду подошла Агра — она и уговорила мужа вылезти. Все вместе пошли в дом. Но Гарткевича отказалась писать заявление, а Кристовскис снова начал себя агрессивно вести, говорить, что у дочери на следующий день выпускной и он не может сидеть в изоляторе. А тут и сама Агра раздобрилась, видимо, пожалела муженька и стала предлагать компенсацию за ложный вызов. Однако от выпивки полицейские отказались и поехали в участок. Но Гарткевича заявилась и туда с тем же предложением. Мол, давайте я куплю вам хотя бы 200–граммовую бутылку водки. Гайланс с Зиньгисом и на этот раз отказались, тем более что после десяти вечера крепкие напитки уже не продаются. Тогда Агра все–таки притащила им пару бутылок пива. Это пиво и стало поводом к их отстранению от должности, возбуждению уголовного дела и увольнению…

"Сейчас нас обвиняют в том, что мы за то, что не забрали Кристовскиса в участок, потребовали от них выпивки. Да еще якобы избили его. Но такого не было! — негодует бывший участковый Гайланс. — Нас просто убрали. Видимо, мы кому–то мешали работать. А Кристовскис, думаю, просто работает на Эрика Гросса и Зигриду Синате — помогает им "шить" дела…"

Письма, звонки…

После выхода статьи "За что посадили русского полицейского?" нам постоянно кто–то звонил или писал письма и высказывал свое отношение к этой теме. Почти все говорили спасибо за то, что хоть "Вести Сегодня" наконец–то написала правду о беспорядках в алуксненской полиции. Вот мнение бывшего сотрудника правоохранительных органов Александра Колегаева: "Мы с Андреем пять лет учились в одной группе рижского филиала Минской высшей школы милиции. Не теряли связь и после окончания. Андрей Поляков — честнейший человек. И еще посудите сами: люди годами сидят в ожидании судебных заседаний, а в случае с Андреем — его только задержали, и практически сразу состоялся суд, приговоривший подсудимого к трем годам. Разве это не свидетельствует о том, что он кому–то мешал?"

Вторит ему и Виталий Анико, легенда латвийского сыска: "Я знаю Андрея очень давно, вместе учились. Всегда он был надежным товарищем, умным человеком. Мы общались и после окончания учебы, по работе, обменивались оперативной информацией, и я знал, что она никуда не уйдет. Андрей — профессионал высокого уровня, и если бы он действительно хотел что–то подобное совершить, во что я не верю, то сделал бы это грамотнее. А то, что происходит в Алуксне, судя по публикациям, говорит о нездоровой обстановке, сложившейся в полиции этого города да и в целом в правоохранительных органах страны".

Боевики в провинции

В письме от некоей женщины (оно не анонимное, подписанное и находится в редакции, просто у женщины живут в Алуксне родственники) рассказывается о бесчинствах, которые творят полицейские Алуксне: "Я родилась и отжила в этом городе немало времени, сейчас в Риге. И мне очень не нравится, что там на самом деле происходит. Готовила черновики новому министру ВД и решила отправить их вам. Человеку — Андрею Полякову — сломали жизнь. Но он не один такой. А, к примеру, сын начальника управления Ансиса Гайлитиса пользуется вседозволенностью, ему разрешено ездить по городу в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, заезжать на тротуары и посылать подальше всех, кто ему делает замечания". Есть в этом письме строки и про начальника криминальной полиции Эрика Гросса, про дорожных полицейских, про некоего стража порядка по фамилии Пурис, который как будто штрафует только тех владельцев алкогольных "точек", которые не платят ему мзду. А хорошие показатели у полиции Алуксне только потому, — пишет наша читательница, — что они регистрируют только раскрытые преступления.

Странно, почему после первой публикации никто из руководства МВД и госполиции не заинтересовался, что же там, в Алуксне, происходит. Ведь готовился материал не на пустом месте, достаточно много человек были опрошены "Вести Сегодня". Разобраться–то надо, кто действительно прав, а кто виноват. Однако со стороны руководства госполиции до сих пор никаких мер принято не было. В одном из отзывов на материал "За что посадили русского полицейского?" на Интернет–портале Delfi автор написал: "Есть просто менты, а есть алуксненские менты. Кто живет в Алуксне или кто там бывал, тот знает". Не хочется верить, что разница и вправду разительная. Но пока, к сожалению, все говорит именно об этом.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !