Завидую России. В отличие от нашей тихой, благополучной страны, у России есть понятная национальная идея — идея, которая может объединить россиян для создания влиятельного государства XXI века.
Эта национальная идея сводится к очень простым понятиям — великая Россия и увеличение валового национального продукта в два раза. А что есть у нас, в Латвии? Да ничего. Общество раздроблено на мелкие и очень мелкие группы и группировки. Уже стало фактом, что в Латвии существуют две общины — русская и латышская.

Таким же фактом является то, что жизненная позиция рижан резко отличается от того, что думают жители маленьких латгальских городков, а также курземских и видземских хуторов. Многие горожане уже не знают, кто живет с ними по соседству. Скоро наша ситуация будет похожа на ситуацию в крупных европейских метрополиях, где одинокие люди умирают, и об их кончине узнают лишь через несколько лет, когда они перестают оплачивать счета…

Когда-то в качестве национальной идеи лидеры Песенной революции предлагали независимость Латвии и один государственный язык. Независимость достигнута, государственный язык живет и процветает. И что, стали мы от этого счастливее и сплоченнее? Потом философы фактически почившего в бозе "Latvijas cels" предложили в качестве национальной идеи вступление в ЕС и НАТО. Вступили. И стали самой бедной страной в Европейском союзе. Ни жизнь улучшилась, ни мы стали едиными.

Но теперь даже этого нет. Нынешнее латвийское общество не объединяет практически ничто — за исключением разве что негативного отношения латышей к русским и русских — к латышам. Конечно, можно дожидаться, когда придут новые политические лидеры и вместо нас придумают что-то такое, что объединит нас всех.

Например, желание получить максимальную выгоду от членства в ЕС. Почему только отдельные приближенные к власти и национальным чиновникам лица имеют доступ к европейским финансовым программам и решают свои вопросы за счет близости к Брюсселю?

Почему хотя бы один раз в год каждый житель Латвии не мог бы предложить свой проект и получить хотя бы тысячу евро от брюссельских щедрот? Это стало бы нормальной реальной программой, ради которой могли бы объединиться многие. Также мы могли бы попытаться найти общий язык в каких-то экологических программах. Но пока наши зеленые, к сожалению, больше напоминают группу националистов, выступающих за зеленую, но свободную от русских Латвию, чем нормальных европейских экологов.

Так что пока общая национальная идея не прослеживается, и найти ее можно только методом проб и ошибок. К сожалению, мы сможем учиться только на своих ошибках, а это всегда больно и неприятно. Но искать все равно надо, поскольку без этого поиска мы рискуем навсегда остаться на задворках Европы. Да и, боюсь, и на задворках истории. А Латвия там уже бывала неоднократно…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!