Великий воин Андуан потопил доверху нагруженные золотом лодки, когда его замок, стоявший между Даугавой и Киш-озером, захватили викинги…
Все, что связано с историей викингов, торговавших и воевавших на территории, много позже названной Латвией, — тайна. Информация о том далеком времени скудна, и в ней больше мифов, нежели правды. Однако в среде историков и археологов у специалистов периодически возникает желание найти замок — точнее, то, что от него осталось, — расположенный некогда на берегу старого русла Даугавы или ближе к Киш–озеру. Об этом мистическом замке, где правил великий Андуан, сохранились лишь две саги… Корреспонденты "Вести Сегодня" постарались раскрыть одну из самых больших загадок в походах викингов по здешнему краю.

В 1980–е годы энтузиасты, используя редкую историческую фактуру, шли по следам таинственного города, но, увы, останавливались — упирались в стену, поскольку не хватало информации. А уже в новой Латвии было мало людей, готовых заштриховать это белое пятно в истории… Может, пора возобновить попытки? И так ваш автор обратился за помощью к доктору исторических наук и искусствоведения, проректору по научной работе Латвийской академии культуры Юрису Уртансу — одному из самых авторитетных археологов страны. Семь загадочных камней

— Известно из саг, что викинги воевали и торговали с местными племенами, жившими преимущественно в областях, которые теперь называются Курземе и Земгале, — рассказывает Юрис Уртанс. — Викинги, скорее всего, просто проходили по Даугаве через "тогдашнюю Латвию", а большие остановки делали и строили поселения намного дальше — в Белоруссии, России (точнее, эти земли сейчас так называются).

В Скандинавии сохранились рунические надписи, кажется, на семи камнях, где упоминаются Даугава, отдельные географические названия и имена местных племен. Эти надписи можно перевести, например: "Камень поставлен в честь великого викинга Старкадара, который часто ходил в Семигаллу (Земгале)", "Великий викинг обходил Домеснес (Колку)" и так далее. А в Швеции найдены весы, на одной их части сохранились руны, в которых сказано, если перевести на наш язык: "Ярв получил это в Семигалле". Кстати, первые сведения о нападениях скандинавов на здешние земли датируются V веком. Так, в одной саге рассказывается о Старкадаре, который вместе со славянским правителем Вино отправился в военный поход против народов, проживавших на побережье Балтики…

Правда, неясно, сколько точно в Латвии культовых мест и захоронений викингов, лишь существует информация о погребениях в Лауксколе. А известный археолог Эвалд Мугуревич, занимающийся эпохой викингов, уверен, будто в местечке близ Злекас, в Паберзскалнсе, существовало викингское поселение. Возможно, ведь воины на ладьях поднимались по Венте до самой Кулдиги, до самого водопада… Очевидно, викинги часто поднимались и по Лиелупе, что вполне логично, поскольку эта река в прошлом имела одно устье с Даугавой, а разошлась с ней относительно недавно — в XVI–XVII веках.

— Однако если о походах викингов по Даугаве мало информации, что уж говорить о загадочном городе на берегу реки, — замечает собеседник.

Андуан — хозяин Дуана

В 1988 году увидела свет шведская самиздатовская книга "Мифы и реальность", написанная Арнольдом Курсисом — известным латвийским врачом, который всегда увлекался историей, а переехав в Скандинавию, окончил там соответствующее учебное заведение. Он собрал все, что касается викингов и территории, которую теперь называют Латвией.

— Этот человек действительно хорошо знает историю викингов и нашего края, его информации можно доверять, — говорит Юрис Уртанс. — Так вот, возвращаясь к городу на берегу русла Даугавы. Есть несколько саг, где упоминается некий город, которым правил Хандван. Это имя звучит и как Андуан, а происходит от "ан" и "дуан". В свою очередь, слово "дуан" в скандинавских языках означает "Даугава" (или "Двина"), но точно так же назывался и город на берегу реки. И имя Андуан можно перевести как Придаугавец или же Придвинец.

Вот в одной саге рассказывается, что викинг — некий герой Хадинг пошел войной на Андуана, который держал оборону за большими стенами города Дуан. Хадинг понял, что не сможет взять его приступом, поэтому велел поймать нескольких птиц, живших за мощными деревянными стенами. К этим птицам привязали горящий лишайник, сорванный с деревьев, те вернулись в город и подожгли его. Пока жители тушили Дуан, об обороне никто не думал, и врагу удалось захватить город. Хадинг взял в плен Андуана, но даровал ему жизнь в обмен на такое количество золота, сколько он сам весил.

В другой саге речь идет о герое Фроди, который подошел к городу короля Андуана, как и его предшественник Хадинг. Андуан, наученный горьким опытом, заранее приказал убрать все гнезда птиц из города. Однако Фроди нашел иной способ проникнуть в Дуан. Он переоделся женщиной и прошел через ворота, а потом, разведав все, отослал гонца к своему войску и сказал: "Я открою ворота Дуана, когда солдаты подойдут к ним!" И вот ночью, пока в городе все спали, Фроди открыл ворота. Во время битвы Андуан понял, что потерял родной город, велел все богатства положить в лодки и потопить их в реке: "Лучше пускай это лежит на дне, чем будет у врага!" Фроди, заняв город, потребовал у Андуана отдать дочь ему в жены, и бывший хозяин замка согласился, чтобы спасти свой народ от гибели.

Примечательно, воин Андуан и его народ, скорее всего, относятся не к балтским племенам, а к представителям какого–то более древнего народа. Однако какого — остается лишь гадать…

— Вот все, что мы знаем о таинственном городе, — замечает Юрис Уртанс. — Впрочем, есть версия: Дуан находился выше по течению, и это на самом деле — городище

Даугмале, найденное в конце XIX века примерно в 20 километрах от Риги (сейчас это место на берегу водохранилища Рижской ГЭС). Кстати, именно на территории Даугмале в процессе археологических работ достали из земли кусок каменной булавы, на которой выбита руническая надпись (сохранилась ее часть): "Руны сделал… О…" Это все! Кто такой "О" — неизвестно, поскольку от имени осталась лишь одна буква. Но, что интересно, камень, из которого сделали булаву, местного происхождения.

И думаю, никогда не удастся выяснить, о каком именно городе идет речь в сагах, поскольку единственный ориентир — он находился на берегу Даугавы. Недаром, половчане писали, что этот город на самом деле — Полоцк. В свою очередь, ученые из Витебска считают, будто речь идет об их городе. Мы же говорим — это Даугмале или даже Кокнесе. И кто может это опровергнуть? Никто, — подчеркивает археолог.

Неовикинги не сдаются!

В последнее время интерес к теме викингов в здешнем крае и вообще в Европе становится все больше. Достаточно вспомнить скандинавскую экспедицию неовикингов. Ее устроили люди, которые живут далекой эпохой, шьют аутентичные костюмы, изучают историю древних воинов и их походов.

Эти неовикинги организовали большой поход на лодке Aifur "По пути из варяг в греки", разумеется, побывали и в Латвии — проплыли по Даугаве. Aifur — это реконструированная лодка, соединявшая черты разных викингских кораблей, найденных при археологических раскопках в районе Балтики… В 1994 году Aifur переплыл море, прошел вверх по рекам Нева и Волхов в Новгород, преодолев за 307 часов расстояние 1382 километра. А спустя два года корабль продолжал путь из Новгорода.

— Когда этот корабль в 2001 году прибыл в Латвию, я присоединился к экспедиции. Прекрасное путешествие с интересными людьми, до сих пор его вспоминаю! — говорит Юрис Уртанс.

Примечательно, но и участники этой экспедиции лишь краем уха слышали о таинственном городе Андуана. Однако местные археологи сдаваться не намерены! Возможно, к лету решат обследовать дно Даугавы аквалангисты, занимающиеся изучением подводного мира здешнего края.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!