Вот уже четыре года правительство России предоставляет квоты для соотечественников при поступлении в свои высшие учебные заведения. В этом году латвийским выпускникам было предложено аж 50 мест в вузах Москвы, Санкт–Петербурга, Твери и Калининграда. Треть мест остались незаполненными. Почему это произошло?
На этот вопрос мы попросили ответить главу Русского общества в Латвии Татьяну Фаворскую. Именно РОвЛ все эти годы занимается отбором претендентов в российские институты и организует курсы для желающих туда поступить.

– Прежде всего хочу сказать, что в этом году нам действительно выделили колоссальное количество мест, чему мы, конечно, обрадовались! — рассказала Т. Фаворская. — Для сравнения: в предыдущие годы нам предлагали только 7, 12 и 15 мест. И поэтому очень обидно, что треть этих мест остались невостребованными. Причин несколько: информацию о квотах мы получаем слишком поздно, в конце апреля. За исключением тех ребят, которые ходят к нам на курсы в течение года и сознательно выбрали для себя этот вариант, остальные выпускники к концу 12–го класса уже сделали свой выбор в пользу местных или европейских вузов. Кардинально менять это решение перед самыми выпускными экзаменами — большой риск. И лишь немногие школьники и их родители идут на этот шаг.

Вторая причина: все молодые люди, нацеленные на российские вузы, желают учиться только в Москве и Петербурге. Из–за этого мы так и не смогли заполнить большинство квот по вузам Калининграда и Твери. А ведь Тверь всего в часе езды от Москвы, да и жизнь там значительно дешевле. В позапрошлом году места в вузах этого города разобрали выпускники из Вентспилса — жители провинции не боятся ехать в региональный центр. Хотя я с уверенностью могу утверждать, что все российские университеты независимо от места нахождения являются крупными научными центрами! Обидно было и за Калининград, который предложил десяток мест в Университете им. Канта. В отличие от других вузов здесь можно было выбрать не только технические специальности, но и гуманитарные и даже медицинские, что вообще большая редкость! В списке была даже психология! А уж как психолог я хорошо знаю, что в латвийских вузах на этой специальности практически нет бюджетных мест. Кроме того, только Калининградский университет предлагает студентам из Латвии специальную программу на 1–м курсе — дополнительные занятия по курсу средней школы.

— А что, уровень образования наших выпускников сильно уступает российским?

— К сожалению, это так. И причина не только в том, что такие учебные предметы, как история Россия или граждановедение, в наших школах, естественно, не преподаются и, следовательно, первокурсникам надо в предельно сжатые сроки изучать то, что их российские сверстники учили несколько лет. Отличаются от российских наши школьные программы по точным и естественным наукам. И я слышала от тех ребят, которые поступили в московские вузы с "8" и "9" по математике и физике в аттестате, что они вынуждены заниматься с утра до вечера, наверстывая упущенное, чтобы сдать первую же сессию.

— Я знаю, что вы неоднократно обращались к представителям правительства РФ с просьбой давать информацию по квотам не в конце апреля, а хотя бы на два месяца раньше. Ваша просьба была услышана?

— Да, я действительно пользуюсь случаем и на всех конференциях, где присутствуют российские чиновники, высказываю такое пожелание. Его аккуратно записывают, и этим дело заканчивается. Но меня обнадежило, что к этому замечанию серьезно отнесся посол РФ в Латвии Виктор Калюжный. Он попросил меня в этом году провести предварительный сбор информации, исследовать намерения молодежи по этому вопросу. И уже с начала декабря мы начали вести эту работу. Откликнулись 20 человек. Их интересуют журналистика, связи с общественностью, экономика, судовождение, иностранные языки, ландшафтный дизайн, инженерно–механический факультет, медицина, и, что нас очень удивило, имеется пять желающих изучать русскую филологию.

— Насколько совпадает спрос на определенные специальности среди латвийских выпускников и предложение российских вузов?

— Они во многом не совпадают. И это третья причина, по которой мы не смогли заполнить так много мест. К сожалению, нет спроса на наукоемкие специальности — очевидно, школы не ориентируют ребят на научную карьеру. По крайней мере космическим приборостроением не захотел в нынешнем году заняться ни один наш выпускник. Предлагалось также два места в медицинский институт: одно из них мы заполнили сразу, а другое с большим трудом, после неоднократных реклам по радио. Удивительно, но такая же ситуация была с Московским строительным институтом! И это тогда, когда у нас был бум на эту специальность в РТУ, где конкурс на бюджетное место, если я не ошибаюсь, достигал 10 человек на место! Зато на два места по творческим специальностям было двадцать желающих! Опять же нам не назвали конкретных вузов, а так обобщенно и написали в документах — "творческие специальности". А среди ребят были и те, кто хотел поступить в театральный институт, и те, кто мечтал о консерватории и школе живописи. Увы, мы не смогли им помочь.

— Когда заканчивается предварительный сбор информации и какие данные должны сообщить выпускники?

— Мы хотим завершить этот этап работы до православного Рождества, то есть до 7 января. В заявках ребята должны указать лишь свое имя, фамилию, номер школы, координаты, по которым можно с ними связаться, и специальность, которая их интересует. Хочу подчеркнуть, что хотя конкурс отметок (по итогам первого семестра 12–го класса) мы будем проводить лишь весной, когда получим окончательную информацию о квотах, но уже сейчас ребятам надо понимать: успеваемость должна быть хорошей, "шестерок" быть не должно. Кроме того, советую серьезно обдумать свой выбор, а то иногда читаю в анкете две совершенно разные специальности: "актерский факультет или экономический".

— Татьяна Александровна, а вы не считаете, что низкий интерес к российским вузам обусловлен тем, что наша русская молодежь уже ориентирована на Европу, которую знает лучше благодаря безвизовому режиму. В Литве и Эстонии спрос на российские вузы тоже низкий. Сужение "российского пространства в Балтии" в результате смены поколений — объективный факт. Да многие дети ни разу не были не то что в Калининграде и Твери, но даже в Москве! Недавно на дискуссии со школьниками, посвященной 65–летию победы под Москвой, ведущая попросила поднять руки тех, кто хоть раз побывал в столице России. Поднялось всего несколько рук! Здесь надо думать о том, чтобы регулярно возить старшеклассников на экскурсии в Россию и обязательно включать в программу посещение университетов, встречи с ректорами и студентами. Даже поездка в Калининград и Тверь пошла бы на ура, как вы думаете?

— Посещение вузов — это замечательная идея! А вот относительно экскурсий для старшеклассников мы тоже неоднократно обращались к мэрии Петербурга и Москвы. Пока ведь такие поездки организуют лишь для участников олимпиад и победителей конкурсов, которые поддерживает российское посольство. Наши просьбы, увы, не были услышаны. И молодежь действительно отдаляется от России. Хотя я считаю, что в такие поездки надо обязательно включать и учеников из латышских школ, чтобы они своими глазами увидели настоящую Россию.

— Спасибо за беседу.

Ее вела Юлия АЛЕКСАНДРОВА.

РОвЛ находится на ул. Маскавас, 68.

Тел. 7204344.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!