Жителям Латгалии, протестовавшим против вступления Латвии в ЕС, до сих пор катастрофически не хватает еврооптимизма. Чтобы побороть этот недуг в среде латгальских бизнесменов, латвийскими властями на днях была предпринята очередная попытка этим самым оптимизмом поделиться.
В Даугавпилсе собрали большую конференцию, приуроченную к двухлетию пребывания Латвии в ЕС. Тема совещания — экономические достижения второго по величине города Латвии и южнолатгальского региона. Переубеждать евро-скепитков на мероприятие, организованное даугавпилсским отделением Торгово–промышленной палаты, прибыл внушительный десант чиновников из различных латвийских министерств и ведомств.

С луны, что ли, свалились?

Судя по докладу гендиректора Латвийской торгово–промышленной палаты Яниса Аболтиньша, евроскептиками в настоящее время быть не просто неприлично, а даже стыдно. Ведь за два еэсовских года в экономике Латвии произошли разительные, выдающиеся перемены! Вырос размер рынка, в связи с чем у латвийских предпринимателей появились невиданные доселе экономические возможности. Увеличилась занятость людей, стало намного меньше безработных. Сохраняется стабильный рост национального дохода. Если в 2004 году Латвия стала богаче на 8,5%, то в прошлом году уже на 10,5%! На 12% возросли и доходы населения.

Более того, по мнению Я. Аболтиньша, на самом деле доходы жителей Латвии за два последних года выросли ну никак не меньше чем на 20%! А то, что увеличились на 8% цены, — это, оказывается, очень даже хорошо. Потому как в Латвии цены не растут, а выравниваются. С общеевропейскими. И Латвия никогда не станет страной низких цен, чего от республики наверняка ожидала старая Европа. То–то матушка Европа удивилась, когда вместо расширенного под себя рынка сбыта получила Латвию — энергичное и экономически агрессивное государство, в котором экспорт год от года только растет.

Вот недавно наша "Лайма" прикупила предприятие в Польше. А то ли еще будет! Ведь сила Латвии в конкурентоспособных ценах, в гарантиях прав собственности, что так ценится иностранными инвесторами. Имеются, правда, у нас и слабые места. Это расплывчатые представления у населения о рыночной экономике. И госрегулирование цен на энергоресурсы. Лучше бы отпустить эти цены на самотек, как государство поступило с телекоммуникациями. Включил в список наших слабостей

Я. Аболтиньш и латвийскую бюрократию, слишком услужливую к ЕС и пренебрежительную к местным предпринимателям, а также несоответствующий уровень образования рабочей силы. Однако все это сущие пустяки по сравнению, например, с ленивой Францией. Там трудящиеся защищены от увольнений, многие годами живут на социальные пособия, не работая. В итоге на парижских улицах беспредел устроили представители второго поколения получающих пособие тунеядцев. В Латвии такого не будет никогда! А будущее Латвии на фоне экономической стагнации ЕС — самое радужное и прекрасное…

Тем более что из различных европейских фондов в Латвию текут миллионы. То, что Латгалии из них достается как всегда меньше всех, так регион сам в этом виноват — нужно грамотно писать проекты.

То ли еще будет

Возможно, сидя в своих кабинетах на европейских миллионах, и можно быть еврооптимистом. Однако латгальские реалии совсем иные.

На днях за воротами даугавпилсского завода "Стига Балт" осталась сотня человек: на едином европейском рынке в конкурсе на изготовление шпал, в том числе и для Латвийской железной дороги, выиграли шведы. 10–миллионный заказ, который мог бы обеспечить двинчан работой на несколько лет, уплыл в чужие руки. А ведь руководство предприятия еще совсем недавно было уверено, что европейский уровень производства и низкая заработная плата позволит обойти конкурентов не только из стран бывшего соцлагеря.

До 140 человек сократится в этом году и число работающих на знаменитом некогда на весь бывший Союз заводе электроинструментов "ДауЭР–Д", на котором теперь выпускается всего лишь один вид продукции — молоток. Вряд ли экономически активное население Даугавпилса, оставшееся не у дел, будет дожидаться наступления в Латвии светлого европейского будущего. Куда подадутся люди — нетрудно догадаться.

Что же касается европейских миллионов, то, судя по беседам с многими даугавпилсскими предпринимателями, на действительно стоящую, экономически перспективную идею евроденег добиться сегодня практически невозможно. То ли из–за латвийской бюрократии, то ли из–за того, что Европе на самом деле конкуренты не нужны. Рассуждать о том, что евроденьги не поступают в Латгалию из–за отсутствия хороших идей, могут только те, кто засиделся в душных столичных кабинетах. Почаще следовало бы выезжать в регионы, общаться с народом. И вместо презентации информации, которую каждый желающий может найти в Интернете, отвечать на конкретные вопросы. Глядишь — голова проветрилась бы, глупостей в ней поубавилось бы, а на смену фантастически иллюзорному пришел бы реальный, трезвый взгляд на Латвию и мир.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!