Сейм утвердил новое правительство. Русские отреагировали сдержано, а вот латышский интернет был полон восторженных откликов. Новый премьер — Валдис Домбровскис в момент утверждения напоминал латвийского Обаму. Только что не черный и даже не русский. Но если сравнить высоту ожиданий, то аналогия близкая.
Как и у нового американского президента, у свеженазначенного латвийского премьера есть задача, большая, чем жизнь, но при том у обоих лидеров совсем нет времени. Американский президент должен спасти мировую экономику, латвийский премьер — удержать бюджет Латвии в таких рамках, при которых международные организации согласны поддерживать латвийскую экономику. Если оба лидера облажаются, то те же восторженные обыватели, которые только что с восторгом их приветствовали, сожрут и одного и другого без кетчупа и без сожаления. Обаме — время еще год, нашему Домбровкису — около двух месяцев.

Вот я сказал «нашему» и остановился. Назвать Домбровскиса «нашим лидером» нельзя. За его утверждение проголосовали все латышские партии, в том числе и оставшиеся в оппозиции, а «против» выступили только две русские партии Сейма. Почему русские не поддержали «отличника» и «народного любимца» Домбровскиса? Во-первых, он не просил у нас одобрения, поскольку ему, как и всем предыдущим премьерам важна поддержка только и исключительно национального большинства. Правило игнорирования русского населения страны «Новое время» не рискнуло отменить даже на пороге государственного банкротства. В противном случае, его сожрали бы не через два месяца, а в течение недели дружными усилиями латышских интеллектуалов — комментаторов влиятельных газет и ТВ. Привет наивным русским интернационалистам!

Во-вторых, партии нового правительства скрепили свой, мягко говоря, противоестественный союз, кровью. Но не своей. В духе древних жертвоприношений на алтарь дружбы «старых коррупционеров» и «молодых борцов с коррупцией» была принесена… индексация пенсий. Нескольким тысячам пенсионеров как раз нехватка тех нескольких латов, которые будут потеряны вследствие отмены весенней индексации, может не хватить, чтобы заплатить за лекарство или купить еду после выплаты возросших коммунальных платежей. К концу года мы можем этих людей не досчитаться.

Цена жизни этих сограждан — всего лишь 10 миллионов латов. Это небольшие деньги для четырехмиллиадового бюджета Латвии, и их можно было легко сэкономить, сократив лишь наполовину затраты этого года на строительство Национальной библиотеки! Но новое правительство специально организовало удар по пенсионерам с тем, чтобы, чтобы замарать все партии правящей коалиции. Среди них не будет «грязных» и «чистеньких» — теперь все они повязаны чужой смертью. И не случайно глаза депутатов «Народной партии» блестели от восторга, когда их недавние оппоненты из «Нового времени», с яростью отстаивали с трибуны Сейма неизбежность экономии на пенсионерах. Взяв в состав правительства недавних латышских оппозиционеров, народники получили «цепных псов», готовых с остервенением отстаивать любую, даже самую несправедливую точку зрения в обмен за маленький шматок власти.

Однако кроме моральной слепоты у нового премьера Домбровскиса в пассиве оказался недостаток, который обусловлен не его личными качествами, и не тактической ошибкой партии «Новое время», но происхождением из латышской политической элиты как таковой. Я хотел бы жить в стране, где национальный менталитет большинства способствует успеху государственного управления. Но в Латвии особенности латышской политической элиты, наоборот, препятствуют прогрессу и благосостоянию общества. В независимой Латвии наблюдались только два типа государственных лидеров — либо воры, использующие власть для личного обогащения, либо служаки, идущие наниматься на работу в не ими созданную систему. Похоже, что Домбровскис принадлежит ко второй категории. Он пришел во власть, как будто нанялся на работу в МВФ или Еврокомиссию для того, чтобы отстаивать решения, предложенные этими организациями. А где интересы латвийских избирателей, где мозговой штурм и неординарные решения? Неужели следование подсказке мелких чиновников МВФ может быть единственной тактикой поведения в данный момент? Как никогда Латвии необходим такой лидер, который способен разрушить правила игры, навязать свой неординарный подход и Фонду и Еврокомиссии. Латвия — слабое звено ЕС, но это звено будут спасать, чтобы не вызвать «эффекта домино» в отношении всей Восточной Европы и не погубить шведские и датские банки. И этот факт укрепляет позиции Латвии в переговорах о возможных статьях сокращения бюджета. На стариках, учителях и полицейских экономить совсем не обязательно! Кстати, и позиция самого МВФ в этом вопросе далеко не железобетонная. Об этом откровенно намекнул его представитель — Кристоф Розенберг в своем письме, опубликованом в издании The Economist.

Лидера, способного навязать свое решение внешнему миру, мы могли бы поддержать, отложив на время в сторону все наши «но». А вот плывущего по течению, покорного внешним силам «премьера-бухгалтера» — нет. Довольно прогибаться под изменчивый мир, господин Домбровский, иначе ничем кроме грабежа стариков, в историю не войдете.


Мирослав Митрофанов, депутат 9-го Сейма от ЗаПЧЕЛ
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!