Самая ужасная автоавария в Латвии за последние годы: чартерный автобус Neoplan, следовавший из Москвы в Ригу, перевернулся, 9 человек погибло, десятки ранены. Пока вину пытаются распределить между водителем Александром Н. (до 10 лет тюрьмы) и дорожными службами (административный штраф), Kb выяснял подробности.
В то утро состояние дорог Латвии определялось одним словом — гололедица. Впрочем, директор Latvijas valsts ceіi Алдис Лацис утверждает, что в 1.30 ночи проезжая часть в месте аварии была посыпана солью. В момент аварии покрытие проезжей части было мокрым, толщина снежного покрова достигала 1 см при допуске 3 см. То есть ничего из ряда вон выходящего.

Дорожные трудности

То же рассказал нам и водитель автобуса фирмы Eurolines, выполнявшего рейс "Cанкт-Петербург—Рига", Юрий Климович. Его автобус за двадцать минут до аварии прошел участок, ставший смертельным для пассажиров автобуса Ecolines (торговая марка, принадлежащая фирме Norma-A).

— С вечера шел снежок. Но дорога была посыпана солью. Не лед, а снег — корка белая, колеса ее легко разбивают,— рассказал он Kb.— Я этот участок дороги отлично помню. Если он обходил там фуру, это была большая ошибка. Там был сильный боковой ветер. Особенно в просветах между лесными массивами. Попал в просвет на маневре — и сдуло. Я уже 32 года на автобусах работаю и знаю — дорогу винить нельзя. Такое впечатление, что Александр парусность "двухэтажки" не учел. Но вообще я вам так скажу: надо причину искать, а не винить во всем водителя. Я сам в Ecolines шесть лет отпахал… Ушел. Теперь и я спокоен, и жена спокойна. А то работал на износ, а этого у нас ни трудовая инспекция, ни дорожники толком не проверяют.

— Дороги очень плохие, да и водитель выбрал неправильную скорость. Ну 80, а лучше 60,— считает директор Eurolines Каспар Лубанс.— А можно было и вовсе остановиться и переждать. Эта зона под Резекне — одна из самых сложных в Латвии. Там сталкиваются морские и континентальные воздушные массы. В Риге может быть +5 градусов, там—1. Отсюда гололед.

Прибывший на место происшествия через несколько часов после инцидента начальник Дорожной полиции Эдмунд Зивтиньш охарактеризовал состояние дороги на том участке одним словом — "стекло". У него возникли серьезные сомнения в том, что дорога ночью посыпалась солью. Сейчас этот факт проверяется.

Человеческий фактор

Как признался полиции сам водитель потерпевшего аварию автобуса, все произошло после обгона им фуры на скорости чуть меньше 100 км/ч — повело и перевернуло. Ошибка это или преступление — решит суд. Пока же обратим внимание на то, что зачастую причиной аварии автобусов становится невысокая квалификация водителей. Именно об этом сейчас говорят коллеги Александра.

По мнению пресс-секретаря Ecolines Дайги Коношоноки, их водитель в этом рейсе не перерабатывал. Он просидел за баранкой четыре с половиной часа, затем четыре часа отдохнул и успел проработать еще полтора часа. Не сомневается Дайга и в опыте водителя.

— Александр работает водителем автобуса 25 лет, до этого он трудился в Юрмальском автобусном парке. Водил и большие автобусы,— рассказала она.— В нашей фирме он с июня прошлого года. Как раз успел пройти трехмесячный испытательный срок и начал работать на восточном маршруте. Это его первая зима на этом направлении.

Действительно, Юрмальский автопарк уже располагает автобусами Neoplan, пригодными для использования на международных маршрутах. Но, как сообщили Kb в отделе кадров, Александр уволился более пяти лет назад и работал только на Ikarus. То есть опыта работы на двухэтажных автобусах приобрести не мог.

Конкуренция поджимает

— Не хочу говорить плохо о Norma-A,— сказал председатель правления Nordeka Эрик Эйсакс.— Но они могли бы более корректно действовать на рынке… Г-н Эйсакс расшифровывать смысл своих слов не пожелал. Но как выяснил Kb, три работающие в области международных перевозок фирмы — Nordeka, Eurolines и Ecolines (Norma-A) — жестко конкурируют между собой и с железной дорогой. Конкурентная борьба привела к выравниванию цен. В Санкт-Петербург, например, любая из фирм готова довезти вас за 11 латов. Но быстрее всех это делает именно Ecolines (11 часов 30 минут), почти на два часа опережая самого быстрого из конкурентов. Не это ли заставляет водителей давить на педаль газа все сильнее?

Нет, утверждают представители Ecolines. За опоздания, вызванные плохой погодой, водителей не штрафуют, и фирма в таких случаях ответственности перед клиентами не несет.

Отметим, что в целом аварий на международных маршрутах немного: у Eurolines — одна за прошлый год, у Norma-A — две. На этом можно было бы и закончить, но в воскресенье 2 января потерпел аварию еще один автобус этой фирмы (второй за три дня!), совершавший рейс Рига—Лондон. Вечером, после пересечения границы Польши у пограничного пункта Лаздияй, автобус съехал на обочину и перевернулся. По словам водителя Гинтаутаса Жилинскаса, автобус двигался со скоростью 40—50 км/ч. Пассажиры отделались легкими синяками и серьезным испугом.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!