Экс-премьер Латвии променял работу в сейме на бизнес в Германии. Он устал от бесконечных разборок.
Вилис Криштопанс: "Теперь я хочу взять паузу, баллотироваться не буду. После выборов я уеду в Германию, у меня там бизнес. Мне больно смотреть на то, что происходит в Латвии, на эти бесконечные телефонные компроматы, на эти мелочные политические разборки, на эту кампанию против одного из самых талантливых госдеятелей — Лембергса. Нет, в сейм я теперь пойду только тогда, когда стану старым и дурным!"

— Г–н Криштопанс, почему вы все–таки решили больше не баллотироваться в сейм?

— Я не говорю, что навсегда ухожу из политики. Пока речь идет только о перерыве на следующие 4 года. Может, потом я стану старым и дурным, и тогда мне захочется тихо посидеть в парламенте. Пока же я полон сил и вроде не дурак, поэтому отсиживаться в сейме и смотреть на весь этот беспредел не хочу. У меня есть чем заняться. Значительную часть времени я провожу в Америке, где учится и работает мой сын. У меня в США есть небольшой бизнес, кроме того, часто бываю в Германии, где у меня разветвленный бизнес. ‘

Ко мне за консультациями обращаются солидные инвесторы, в том числе и из России — они знают меня еще по советскому времени, когда я был спортсменом. Без ложной скромности скажу, что у меня репутация надежного бизнес–партнера, было бы глупо не воспользоваться возможностями хорошо заработать, тем более что и работа в бизнесе мне доставляет удовольствие.

— Поскольку вы уходите из политики, то, наверное, можете более откровенно говорить о том, что сейчас в Латвии происходит. Как вам последний телефонный скандал, героем которого уже стала тележурналистка?

— Как говорится, не рой другому яму… Сейчас я не собираюсь анализировать, насколько законной была сама прослушка — пусть этим занимаются соответствующие спецслужбы. Меня возмущает другое — само содержание телефонных разговоров, которые теперь стали достоянием общества. Оказывается, журналистка государственного телевидения обсуждает с работниками прокуратуры и с политиками — речь идет о представителях "Нового времени", — что и когда выдать в эфир, какую информацию в нужное время запустить, кого изобличить и т. п.

Вы меня извините, но в любой другой демократической стране, если бы стало известно о координации деятельности между журналистами госТВ, прокуратурой и политиками, случился бы грандиозный скандал, руководство ТВ незамедлительно ушло бы в отставку. У нас же сейчас обсуждают не само содержание разговоров, а то, кто посмел предать огласке сами эти разговоры. Честно говоря, я тоже, как и любой нормальный человек, не в восторге от того, что телефонные разговоры прослушиваются и потом обнародуются — судя по всему, не без участия оперативных работников. Но если мы хотим быть справедливыми и честными до конца, то тогда давайте посмотрим, кто же выпустил этого джинна из бутылки. Сама же эта журналистка, которая долго в прямом эфире смаковала подробности "юрмалгейта". В результате со своего поста вынужден был уйти Шлесерс, который вообще к скандалу с дачей взятки юрмальскому депутату не имеет никакого отношения. Если ему один из фигурантов скандала звонит и сообщает, что собирается "поработать" с депутатом, чтобы он правильно голосовал, то что должен ответить Шлесерс? Он просто говорит: "Угу, ага, понял…" Извините, но я на его месте тоже бы просто выслушал, пожелал удачи и прекратил бы разговор. Или тележурналистка думала, что Шлесерс, услышав рассказ звонившего, должен был заявить: "Спасибо, дружище, за информацию, я сейчас же побегу в прокуратуру!" Боюсь, что в этом случае Шлесерс далеко не ушел бы…

Меня бесят все эти политические телефонные разборки. Фактически народ сегодня дезориентирован, он не знает, за кого вообще голосовать, поскольку создается впечатление, будто все политики погрязли в этих компроматах. Таких грязных выборов, как нынешние, я действительно не припомню!

— Да, вполне возможно, что явка избирателей на этих выборах будет рекордно низкой…

— И все–таки я призываю людей прийти и проголосовать, в противном случае вы лишаете себя возможности повлиять на ситуацию в стране, лишаете себя морального права критиковать избранный парламент. Вообще у нас удивительная публика: сначала сами голосуют за тех или иных политиков, а на следующее утро кричат, что все эти политики — воры. Поэтому я поддерживаю инициативу президента: сделать процесс выборов обязательным, то есть чтобы каждый гражданин был обязан проголосовать. Только так можно заставить людей немножко углубиться в политический процесс, оценить программы той или иной партии и голосовать осмысленно. Конечно, если вы голосуете за кого придется, за первый попавшийся список (поскольку вам лень напрягать мозги), то велика вероятность, что к власти придут не те, что к власти придут люди, которых вы потом будете называть ворами. Кстати, у нас не только избиратели любят бросаться обвинениями, но и вполне, на первый взгляд, респектабельные политики. Чего стоят репшисты, которые все 4 года только тем и занимались в сейме, что обвиняли и оскорбляли почем зря своих же коллег! А сами вообще в правительстве показали себя как полные дилетанты. Я уже не говорю о бывшем министре экономики г–на Кариньше, который умудрился распределять европейские деньги посредством… живой очереди!

— Вы всегда поддерживали Лембергса — неужели вы считаете, что в свете последних скандалов у него есть шанс стать премьером?

— Все уголовные дела в отношении него шиты белыми нитками. Это уж очень смахивает даже не на политические, а на экономические разборки, если учесть, что сейчас в Вентспилсе жуткое противостояние между разными группами бизнесменов. Так что, я думаю, народ уже понял: Лембергс — жертва политико–экономического заказа. Мы видим, что популярность вентспилсского мэра в последнее время даже возросла. Если партии нынешней коалиции в следующем сейме получат 51% голосов, то президенту ничего другого не останется, как выдвинуть Лембергса кандидатом в премьеры. Уверен, что Лембергс будет неплохим премьером, вообще Латвии нужно сильное, профессиональное правительство, и вентспилсский мэр способен такую сильную команду сформировать. И еще правительство должно уметь простым языком объяснять народу свои действия. До сих пор у властей Латвии это не очень–то получалось.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!