Как-то я спросил у шахматного гроссмейстера Анатолия Лутикова, почему он так быстро краснеет. "Потому что у меня сосуды близко к портвейну расположены", — отшутился он. А вот наши политики не краснеют.
Даже те, у кого сосуды близко к портвейну. И дело не в прививке против коммунизма, после которой у них аллергия на все красное. Просто они решили, что совесть вредит карьере, и с тех пор не краснеют. Даже когда врут.

В качестве примера — история с проектом закона о школах нацменьшинств. Месяц назад Консультативный совет при Министерстве образования и науки (МОН), в деятельности которого самое активное участие принимал и советник главы МОН Юриса Радзевича — Сергей Анцупов, проголосовал за необходимость такого закона, была создана рабочая группа для его разработки. Премьер-министр Индулис Эмсис приветствовал инициативу консультативного совета МОН и накануне 1 сентября даже заявил в эфире Радио SWH, что законопроект уже подготовлен. И вот на исходе прошлой недели министр образования Юрис Радзевич говорит газете Diena: "Я поручил рабочей группе изучить вопрос, нужен ли вообще такой закон". Улавливаете разницу? Не подготовить законопроект, а изучить, нужен ли он! И вообще, по словам Радзевича, создать рабочую группу ему поручил премьер. Словом, не виноватый я, Эмсис сам ко мне пришел…

Надо сказать, что у скептиков, в том числе и у "Телеграфа", с самого начала возникли подозрения, что активность МОН и заявление премьера не более чем уловка с целью хоть в какой-нибудь мере пригасить накал акций противников реформы образования. После же откровений Радзевича можно уже с полным основанием сказать: ту часть латвийского общества, которая была готова к поиску компромисса, просто надули. Беспардонно и в очередной раз.

Что дальше? Эмсис не покраснеет — он "зеленый", "оранжевые" (они же "народники") — тем паче. Радзевич не зардеется — он у нас "священник", весь в черном. Да и с чего бы им краснеть, ведь они думают, что добились своего. А вот я уверен в обратном. Политики, которые не краснеют, могут добиться успеха, но государство с некраснеющими политиками — никогда. Ведь, как сказал Фрэнсис Бэкон еще четыре века назад, "нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость". Великий философ умел краснеть, потому и остался в истории.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!