"Власти Латвии нанесли страшный удар по позициям всего латвийского государства. Их ждет крупный международный скандал. Симптомы грядущего скандала на минувшей неделе уже проявились в Страсбурге", — говорит первый в Латвии человек, не получивший гражданства решением Кабинета министров (!), Юрий Петропавловский.
Активист Штаба защиты русских школ уже в самое ближайшее время начнет "наступление" на латвийское правительство по всем судебным "фронтам". Юристы фракции ЗаПЧЕЛ в сейме уже готовят иски, в том числе и в европейские инстанции, включая суд справедливости Европейского сообщества в Люксембурге. "Власти сами загнали себя в угол", — уверен номинально еще кандидат в мэры Риги от ЗаПЧЕЛ Юрий Петропавловский. В интервью "Вести Сегодня" он рассказывает о своем плане борьбы за восстановление прав.

— Юрий, когда вы начнете судебную тяжбу с правительством?

– Власти делают все, чтобы затруднить мое обращение в суд. Ведь и по сей день я не получил копии решения правительства с объяснением мотивов отказа мне в гражданстве. На мой запрос в Кабинет министров пришла отписка в духе советских времен — мол, сообщить подробности отказа вам в гражданстве не можем, поскольку заседания правительства — вы только вдумайтесь! — не стенографируются! Поэтому госканцелярия направила мне копию самого решения, в котором говорится, что из постановления такого–то вычеркнут "один подпункт". То есть правительство просто вычеркнуло мою фамилию из списка натурализованных. Что ж, теперь придется затребовать все необходимые пояснения через депутатов сейма. Я хочу, чтобы правительство и инициатор отказа мне в гражданстве — министр юстиции Винета Муйжниеце привели конкретные юридические основания, почему меня поразили в праве на гражданство.

Первая инстанция, в которую поступит иск на правительство, — суд Центрального района Риги. По месту расположения Кабинета министров. Затем Окружной суд, Верховный… Затем параллельно в Евросуд по правам человека и в суд Европейского сообщества. Честно говоря, у правительства практически нет шансов выиграть эти процессы, ведь нет ни одного аргумента, позволяющего правительству так со мной поступать. До сего дня из уст министров я слышал лишь одну причину моего поражения в правах: я, мол, нелоялен. Но кто будет определять эту лояльность? И кому я должен быть лоялен? Может, лично г–же Муйжниеце или всему правительству? В демократическом обществе под лояльностью понимают уважение к государству, в котором ты живешь, и соблюдение законов этой страны. У нас же министры решили, как Людовик XIV, что "государство — это я". Видимо, министры теперь олицетворяют всю Латвийскую Республику. Так вот им я никогда не буду лоялен!

Я большую часть своей жизни учился и работал в латышских коллективах. Честно говоря, когда начал свою борьбу против деструктивной реформы образования, многие мои знакомые — латыши — весьма скептически или даже негативно отнеслись к моей деятельности. Они ведь тоже находятся под влиянием информационной пропаганды властей. Но после того, как правительство лишило меня гражданства, те же знакомые подходили ко мне на улице, даже звонили на мобильный и говорили: "Ну это уж слишком! Юрий, держись!" Фактически правительство своим решением продемонстрировало бессилие, неспособность на равных, аргументированно вести политическую полемику с оппонентами из ЗаПЧЕЛ и Штаба русских школ. Хотя, может быть, у министров и не было особого выхода. Власти сами загнали себя в угол. Они так долго уверяли латышскую общественность, что Петропавловский — враг страны, исчадие зла, и в результате уже не могли поступить иначе. А то бы избиратели перед выборами их бы "съели". Вы только вдумайтесь: глава комиссии сейма по образованию Янис Страздиньш каждый день повторял, что государству противостоит "очень сильный противник — г–н Петропавловский". Получается, что вся государственная машина выступает против одного человека! Хотя само противопоставление меня государству абсурдно. Я — часть этой страны, здесь я родился, учился (на латышском языке!), здесь живет моя семья, дети.

Итак, ради спасения своего политического лица (в глазах избирателей) власти были вынуждены лишить меня гражданства. И тем самым правящий истеблишмент (назвать этих людей элитой язык не поворачивается) попал в капкан. Причем капкан международный. У властей практически нет никаких возможностей внятно объяснить свою позицию Евросоюзу, да и чиновники ЕС при всем желании не смогут защитить латвийские власти. Подтверждение тому — только что прошедшее в Страсбурге заседание группы Европарламента с российской делегацией. Когда депутаты Госдумы заговорили о массовом безгражданстве в Латвии, чиновники Еврокомиссии тут же поспешили вступиться за наши власти и заявили, что каждый житель Латвии может пройти натурализацию и стать гражданином. Тогда Татьяна Жданок отметила: случай с Петропавловским наглядно показал, что власти делают с теми, кто хочет пройти натурализацию и влиять на принимаемые в стране решения. На это чиновникам нечего было ответить… При продолжении такой политики власти Латвии могут оказаться в своего рода международной изоляции. Кстати, сегодня предельно цинично звучит недавнее заявление главы МИДа Артиса Пабрикса, сделанное на встрече с комиссаром Совета Европы: "Я призываю всех неграждан стать гражданами и участвовать в строительстве Латвии". Вот я тоже попытался поучаствовать в строительстве Латвии…

— Ясно, что до марта вы уже не успеете стать гражданином — даже если и выиграете латвийские суды. Значит ли это, что вы на время уходите из активной политики?

— Если власти думали, что таким решением они меня устранят с политической сцены, то они глубоко ошибались. Я продолжаю руководить предвыборным штабом ЗаПЧЕЛ, также я возглавляю одну из 14 рабочих групп политобъединения, которая разрабатывает программу деятельности ЗаПЧЕЛ в Рижской думе. Я, в частности, отвечаю за подготовку программы муниципального строительства. Кроме того, я участвую и в работе по созданию русской партии Европы, которая, надеюсь, вольется в Свободный европейский альянс — организацию, объединяющую партии нацменьшинств Евросоюза. На днях, кстати, в Брюсселе пройдет конференция, посвященная созданию русской партии Европы. Хочу отметить, что власти, выступая против создания партий "по этническому признаку", просто нагло обманывают латвийское общество. Они утверждают, что, мол, нигде в Европе нет партий, основанных на этнических принципах. В действительности только в Свободном европейском альянсе (имеет фракцию вместе с "зелеными" в Европарламенте. — А. Э.) числятся 34 партии нацменьшинств! Это и каталонская и баскская партия Испании, это словацкая партия Венгрии, это фламандская партия Бельгии… И нет ничего удивительного, если в ЕС появится и русская партия, ведь, по самым скромным подсчетам, в ЕС сегодня проживает до 6 млн. русских! Если есть партии с разными экономическими воззрениями, если есть партии, ориентированные, например, на защиту среды или на поддержку малого и среднего бизнеса, то почему не могут быть партии, защищающие конкретную языковую или национальную группу? Интересы ведь определенных слоев населения никуда не исчезают.

Примечательно, что и правые партии Латвии формируются именно по этническому признаку. Если мы посмотрим на сегодняшний процесс формирования правительства, то увидим, что новая власть будет… полностью свободна от русских! Нас в понимании латышского истеблишмента как будто нет в Латвии, с нами можно не считаться, не спрашивать нашего мнения ни по одному важному вопросу. Конкретный пример — выдвижение на пост министра образования Ины Друвиете. Авторам этой идеи — выдвижения г–жи Друвиете — и в голову не пришло спросить, а каково мнение об этом политике представителей образования нацменьшинств. Власти исходят из принципа, что они и есть хозяева жизни, поэтому ни у кого ничего спрашивать не нужно.

Все происходящее еще раз доказывает, что мы не должны сидеть сложа руки. Мы должны продолжать активную борьбу за свои права. Лично я вызов властей принял и в долгу не останусь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!