Это ж как надо наплевательски относиться к истории и культуре своего родного края, чтобы позволить уникальным памятникам старины разрушаться прямо на глазах. И ладно если бы речь шла о так ругаемых нынче советских временах, когда "проклятые оккупанты" не давали свободно дышать местным патриотам.
Отнюдь. Как раз тогда знаменитый дворец графов Плятеров в Краславе содержался в чистоте и порядке. Более того, в конце 80-х годов прошлого века были выделены средства и начата его капитальная реставрация. К сожалению, не успели "красные оккупанты" превратить этот памятник культуры государственного значения в настоящую жемчужину — грянула долгожданная независимость. Сегодня Краславская краевая дума предпринимает тщетные попытки продать то, что осталось от усадьбы Плятеров — комплекс полуразрушенных строений и крайне запущенную парковую территорию в несколько гектаров. Никто не берет.

Бананы и львы остались в прошлом

- Плятеры были самые богатые люди, и в их владения входили почти все латгальские земли, — поднимаясь по неровным каменным ступенькам на дворцовый холм, рассказывает Дзинтра Букевича, главный инспектор Краславского района Государственной инспекции охраны памятников культуры. — Занимая важные должности при польском правительстве, они заботились не только об экономическом процветании Краславы, но и многое делали для развития здесь культуры и образования. Открыли библиотеку, создавали школы, изучали историю края и местную природу и даже сами писали научные труды. При костеле было образованно первое в Латвии высшее учебное заведение — духовная семинария. Усадьба Плятеров состояла из великолепного дворца, хозяйственных зданий, дома управляющего, который вот-вот рухнет, и парка с уникальными деревьями и цветами, привезенными сюда со всех концов света. В зимних садах выращивались экзотические фрукты, вплоть до бананов. А в специальном зверинце жили даже два льва.

Еще чуть-чуть — и фресок не увидим

Нельзя без слез смотреть сегодня на творение итальянского архитектора Парако, по чьему проекту был построен дворец графов Плятеров. В начале 20-х годов поместье было национализировано молодым Латвийским государством. Во дворце расположилась Краславская гимназия. После прихода Советов здесь работала средняя школа. В 1972 году состоялся последний ее выпуск. Самое интересное, что нынешний убогий вид здание приобрело буквально в последние годы.

- Я сам здесь учился и прекрасно помню, как все было досмотрено и ухожено, — говорит директор Краславского исторического и художественного музея Валдемар Гекиш. — Но известная истина гласит — стоит оставить без хозяина даже какой-нибудь захудалый хутор, как через полгода он уже начнет разрушаться. Так же произошло и с усадьбой Плятеров. Новая школа — это, конечно, хорошо, но нельзя же было оставлять на произвол судьбы дворцовую территорию. В последнее время за ней вообще никто не присматривает.

Даже внешнего осмотра хватает, чтобы понять — дворец Плятеров погибает. Директор музея абсолютно прав, хозяина у этих строений нет. Правда, юридически вся территория усадьбы принадлежит самоуправлению. Но о потугах местной власти чуть позже. Сейчас же о более важном — проводя в 80-е годы исследовательские работы, специалисты обнаружили на внутренних стенах дворца под слоем штукатурки фрески, представляющие собой высокую художественную ценность. Их восстановление требует немалых средств и пока еще возможно. Пока — потому что время делает свою черную работу и, если оно будет упущено, то фресок мы никогда не увидим.

Маркиза требует посуду

Последний из живших здесь Плятеров, граф Густав, покинул Краславу вместе с женой во время Первой мировой войны. Они уехали, чтобы больше никогда сюда не вернуться. Граф умер в Риге в 1923 году. Графиня же эмигрировала в Испанию, где прожила до 1947 года. Детей у них не было, поэтому все движимое и недвижимое имущество Плятеров, а это практически вся Краслава, "досталось" по завещанию некой испанской маркизе Марие Фуэнтос Бустильо. И невдомек было испанке, что завещание это не имеет никакой юридической силы, поскольку, по законам первой Латвийской Республики, владения графов Плятеров на вечные времена перешли в собственность государства. Вот только не выдюжило это возрожденное в 90-х годах государство свалившегося на него богатства — не имея возможности содержать графскую усадьбу, оно передало его самоуправлению, которое само едва сводит концы с концами. В поисках хоть каких-то партнеров по совместному восстановлению дворца, представители краевой думы отправились несколько лет назад в Мадрид, ища моральной и материальной поддержки у псевдонаследницы, которая в начале 90-х проявила конкретный интерес к "своей собственности".

- К сожалению, мы увидели в Испании лишь материальную заинтересованность тех людей, в пользу которых было составлено завещание, — делится воспоминаниями участник этой поездки Валдемар Гекиш. — Восьмидесятилетняя маркиза и ее дети требовали все им вернуть, включая графскую посуду. А сами они даже не знали, где похоронена графиня Плятер. Мы нашли ее могилу в ужасном состоянии. И до сих пор из Испании приходят письма в адрес нашей думы с различными требованиями и протестами. Последний касался аукциона по продаже графской усадьбы.

"Виселица" для депутатов

- Мы провели уже два аукциона по продаже территории усадьбы, но ни на одном из них не было ни одного претендента, — сетует исполнительный директор Краславской думы Илгварс Анджанс. — Думаю, что связано это с теми условиями, на которых идет отчуждение муниципальной собственности. В их основе — обязательная реставрация дворца и приведение в порядок всей территории графского парка вместе с имеющимися строениями. Плюс ко всему этот объект должен сохранить свое культурно-историческое значение и быть доступным для общественности. Все это требует немалых финансовых вложений, что скорее всего и отпугивает потенциальных покупателей. Но от идеи продажи мы не отказались, поскольку передача объекта в частные руки, на наш взгляд, единственная возможность его сохранить и восстановить. Весной продолжим работу по поиску инвесторов, в том числе и за пределами Латвии.

Трудно сказать, увенчается ли работа думы успехом. Многие считают, что требования к покупателям слишком завышены. Например, восстановление на территории парка эстрады. Сейчас от нее остался лишь металлический каркас, который краславчане метко назвали "виселицей" для депутатов. Что ж, похоже, тема графского наследства и впрямь стала камнем преткновения для муниципалитета Краславы. Решить этот вопрос — дело чести депутатов. В противном случае, образно говоря — виселица.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!