На латвийской горе, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, скоро начнут собирать урожай самых северных сортов винограда.
Сабиле считается виноградной столицей Латвии, даже герб говорит о многом — на нем изображена лоза. Выращивать виноград и делать вино здесь начали в XVII веке.

"Вести Сегодня" отправилась дегустировать уникальные сорта напитка. В последние годы этот провинциальный городок стал популярным туристическим местом. Например, в прошлом году в Сабиле побывало более 60 000 человек из России, Эстонии, Литвы, Германии, Австрии и прочих стран, даже Папуа — Новой Гвинеи! И все, путешествуя по Латвии, обязательно заезжали посмотреть на гору, занесенную в Книгу рекордов Гиннесса. Уникальна она тем, что на ней выращивают самые северные сорта винограда.

— Самый удачный сорт — "Зилга", ягоды у него очень крупные и сладкие, — говорит организатор и хранитель винного погреба Зиедите Зачасте и предлагает подняться на 30–метровую гору.

После проливных дождей вверх идти довольно сложно. Однако это нисколько не беспокоит жителей города, которые фактически на добровольных началах ухаживают за 700 кустами 30 сортов винограда: унавоживают почву, поливают растения, пропалывают их возле корней. На самом верху горы корреспондентов "Вести Сегодня" уже ждал Янис Берзиньш — главный сабильский садовод. — Жаль, лето холодное выдалось, поэтому виноград еще не зацвел! — сетует Янис. — А в прошлом году с каждого куста собирали ведро, а то и два спелых, сочных гроздей. Тогда уродилось столько винограда, что мы разделили ранние сорта ягод для разных учреждений — от школ до домов престарелых, чтобы люди сами делали по желанию либо сок, либо вино. Хотя кто знает — если вдруг начнет припекать, то "Зилга", самый поздний сорт, даст достаточно плодов. Грозди на этих кустах мы не снимаем до конца сентября, до холодов. Вообще же собираем урожай уже с начала августа, — рассказывает виноградарь.

Если раньше Берзиньш всю жизнь занимался разведением самых северных сортов черешни, то вот уже лет десять как исключительно виноградом. Янис заказывает рассаду по всей стране у частников, потом высаживает кустики на глинистую гору, из которой бьет много живительных ручьев, что существенно решает проблему мелиорации.

Если Янис Берзиньш ухаживает за виноградником, то Зиедите Зачасте занимается популяризацией продукта. "Я езжу по разным странам, вожу туда наше вино, участвую в дегустациях и собираю очень теплые отклики. Букет нашего кисловато–горького вина особенно нравится гурманам из Франции!" — отмечает экскурсовод.

С виноградной горки мы переходим к месту, где раньше, еще во времена ливов, стояло городище, позже разрушенное куршами.

— Здесь, на месте старого города, на горе Виселицы, где когда–то казнили преступников, во время винных гуляний мы поставим чучело, украсим его искусственными гроздьями, а потом торжественно подожжем, — Зиедите делится программой будущего винного действа.

Но самое главное, как известно, — это винный погреб. Дорогу к нему пересекает ручей, спадающий с небольшого холма, где в старину стоял кабачок "Веселый винодел". К слову, винный погреб расположен в местном Доме культуры. В небольшом помещении при свете множества свечей, зажженных Зиедите, мы с фотокором пригубили красное сабильское. Букет оказался приятным — немного терпким, горьковатым и довольно насыщенным. Прозит!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!