Преступления в Латвии происходят каждый день. Полиция без дела не сидит и постоянно проводит различные задержания — об этом свидетельствует статистика. Это, кстати, ответ тем, кто считает стражей порядка дармоедами. Но не только мелкие преступления раскрывают сотрудники полиции.
О заказных убийствах

В прошлом и в этом году сотрудники правоохранительных органов возбудили 66 уголовных дел, связанных с угрозами убийства или нанесения тяжких телесных повреждений. А раскрыто из них 45. Как рассказал агентству BNS генерал Рекшня, это достаточно высокий результат работы полиции. Ведь заказные убийства являются одним из сложнейших для раскрытия видов преступлений. Кроме того, большинство подобных уголовных дел связано со сведением счетов между организованными преступными группировками. На самом деле это очень опасно, ведь после убийства одного представителя криминальных кругов появляется риск того, что подельники погибшего начнут мстить. А это может вызвать еще большую войну, в которой велика вероятность того, что пострадают невинные люди.

Предотвращать именно такие "заказы" помогает работа так называемой агентуры — судимых в прошлом людей, которые после отбытия срока наказания изъявили желание сотрудничать с правоохранительными органами и стали внештатными информаторами. Полицейские не скрывают, что каждый из них, в зависимости от значимости предоставленных данных, получает вознаграждение.

Сотрудники полиции признают, что существуют заказные убийства, если можно так выразиться, бытового характера. И их раскрытию уделяется не меньше внимания, потому что, как сказал Юрис Рекшня, "человеческая жизнь —самое дорогое, что можно отнять, поэтому подобные раскрытия всегда будут считаться приоритетными". Особое значение в предотвращении подобного рода преступлений имеют профилактические мероприятия. В июле этого года госполиция получила указание не реже двух раз в месяц на подконтрольной каждому подразделению территории проверять места, в которых собираются представители криминального мира и бомжи.

— Говоря о бытовых угрозах, приходится сталкиваться с различными курьезами, — рассказывает Юрис Рекшня. — Случалось, что в полицию приходит женщина и жалуется, мол, у нее подозрения, что ее хочет убить муж. Спрашиваем, с чего она это взяла? А она отвечает: дескать, он все время сидит во дворе и хитро улыбается. Но бывает и наоборот. Проверяем жалобу будущей жертвы, и оказывается, что тот, кто угрожал, уже успел нелегально приобрести оружие, а это уже серьезное доказательство угрозы.

Профилактикой будущих убийств является и борьба с хулиганством, ведь, по словам госсекретаря, каждый хулиган — потенциальный убийца.

О криминальных группировках

В данный момент в Латвии действуют четыре достаточно крупные криминальные группировки, которые между собой разделили сферы влияния. "У Латвийской организованной преступности в отличие, к примеру, от Литвы нет одного лидера, — говорит Юрис Рекшня, — такого, каким в свое время был так называемый король рэкета Иван Харитонов". Сейчас действуют четыре группировки: бывшие харитоновцы, люди Аду — Зураба Шамугии, которого называют вором в законе, пардаугавские и представители закавказских национальностей. С удовольствием Юрис Рекшня отметил, что в Латвии не имеет большого влияния "русская мафия". "Есть, конечно, отдельные сферы, которые контролируют россияне, но полностью взять "наших" под себя им не удалось, во многом потому, что у "наших" нет явного лидера, которому можно было бы диктовать свои условия", — сказал генерал Рекшня.

По мнению госсекретаря МВД, удачная работа полиции по борьбе с организованной преступностью возможна только тогда, когда обе стороны — и полицейские, и преступники — соблюдают негласные "правила игры". И это пока у стражей порядка получалось. "Борясь с организованной преступностью, надо быть очень внимательными, ни в коем случае нельзя нарушать неписаные законы и выискивать какие–то искусственные возможности для задержания преступников высокого ранга, устраивая провокации", — сказал Юрис Рекшня. И вспомнил случай, который произошел в Москве, когда тамошние стражи порядка не могли нормальным путем задержать некоего местного босса мафии, который находился на пенсии. В итоге ему подкинули таблетки экстази, после чего их "нечаянно" нашли у него в автомашине. После этого вся Москва смеялась: дескать, старик, наверное, на дискотеку ехал.

— А наша милиция, а потом и полиция всегда работали честно, принимая "правила игры", поэтому сам Алоиз Блонскис (легенда латвийского сыска, бывший начальник Криминальной полиции Латвии, генерал. — Ред.) всегда и в любое время суток мог спокойно ходить по улице, не боясь, что кто–то нападет на него, мстя за незаслуженно нанесенную обиду".

Не всегда представители организованных преступных группировок задерживаются за "большие дела". Рано или поздно каждый из них что–нибудь да совершит. Был даже случай, когда в Латгалии бандит высокого ранга попался на краже коровы. Или другой пример. Вор в законе Зураб Шамугия по кличке Аду, предводитель одной из четырех группировок, летом этого года попался на краже автомашины. А ведь в его положении можно было и не размениваться по мелочам, но, видимо, замучила ностальгия по юности.

Еще одна из главных задач полиции в борьбе с организованной преступностью — не дать бандитам из разных группировок найти между собой общий язык и объединиться. Госсекретарь не стал раскрывать методы, благодаря которым это удается, однако заверил, что эта работа удачно ведется по большому счету благодаря упомянутым "правилам игры".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!