В течение последних нескольких лет пресса и общественные организации регулярно "пинают" систему обеспечения инвалидов необходимыми техническими средствами — протезами, слуховыми аппаратами, инвалидными колясками и прочим.
Суть претензий сводится к тому, что значительная часть выделяемых государством для инвалидов денег уходит налево. Например, на покупку туалетной бумаги по 12 латов за рулон. Тем не менее все эти годы костяк ответственных чиновников остается неизменным. Кому это выгодно?

Есть такое государственное предприятие — Центр технических вспомогательных средств (ЦТВС). Имеет оно статус агентства. Теоретически за ним надзирает Министерство благосостояния. Слово "теоретически" употреблено неслучайно, поскольку никакого реального надзора за структурой со стороны министерских чиновников не ведется. А из года в год Центр распределяет около двух миллионов государственных денег.

В 1999 году центр был создан по образу и подобию аналогичной датской организации. И на иностранные же деньги. Но между Латвией и Данией есть как минимум одно существенное отличие. Датские чиновники и политики считаются одними из наименее коррумпированных в мире. Вот, к примеру, когда у мэра одного из городов дома обнаружилась коллекция вина, выглядящая слишком солидно для его достатка, он незамедлительно подал в отставку. Поэтому в стране, где на порядочность чиновников рассчитывать не стоит, вводить датскую модель управления неразумно. Точнее, разумно, но с точки зрения все той же касты чиновников.

Поначалу центр оскандалился с госзаказами. Право "осваивать" государственные средства почему-то выигрывали фирмы, зарегистрированные за неделю до объявления конкурса. Госконтроль, проверив ЦТВС, обнаружил массу нарушений. И порекомендовал создать при центре консультативный совет, в который входили бы и представители организаций инвалидов.

Рекомендация эта была выполнена. Но только через три года. За это время в ЦТВС произошло немало удивительных вещей…

Зачем покойнику протез?

Минувшей осенью экономическая полиция возбудила уголовное дело по факту махинаций с госзаказами. Ибо выяснилось, что фирма Orthos plus получала через ЦТВС государственные деньги, и часть из них списывала на протезирование людей, которые уже давно умерли. Следствие сейчас продолжается.

Происходившее в протезной фирмочке наводит на очевидную мысль: ЦТВС не контролировал исполнение госзаказа. По недомыслию или нарочно? Скорее все-таки второй вариант, поскольку именно руководство ЦТВС в свое время протестовало против выполнения рекомендаций Госконтроля — создания консультативного совета.

Махинация с госзаказом только в одной фирме принесла ущерб государству, исчисляемый десятками тысяч латов. При этом нельзя исключать, что другие подрядчики не имели возможности протезировать "мертвые души".

Сколько стоит туалетная бумага

Без малого два месяца назад на стол министра благосостояния Дагнии Стаке лег шокирующий документ — финансовая ревизия деятельности ЦТВС за последние несколько лет.

Ревизия нашла много интересного. За прошедшие годы работникам центра без ограничений оплачивали счета за мобильные телефоны, на тысячи латов ремонтировали личные машины. В бухгалтерии центра есть записи и об оплате счетов за продукты, обеды в дорогих ресторанах за 25 латов, одежду, обувь, более чем на 100 латов из месяца в месяц, очки, а также чеки за покупку мыла по 2 лата за кусок, рулоны туалетной бумаги по 12 латов штука и бумажные полотенца по 25 латов за рулон. Для работников центра регулярно организовывались семинары с неизвестно какими лекторами и на неизвестно какие темы. Известно лишь, что проходили они тоже в ресторанах. И часто счета за эти посиделки превышали 200 латов.

Любопытно, что при расточительности работников центра все выделяемые государством деньги они даже не в состоянии потратить. Таким образом, на счетах учреждения скопилось более 200 тысяч латов неизрасходованных денег. Которые, кстати, можно было направить на протезирование инвалидов. Ибо многие люди стоят в очереди на протезы годами.

Вы спросите, почему финансовые ревизии не проводились раньше? Проводились. Но, согласно латвийским законам, государственные агентства сами выбирают для себя ревизора. Вот и ЦТВС последние два года проверял присяжный ревизор И. Путниньш, который не находил в денежных делах центра ничего необычного. По идее, Совету присяжных ревизоров стоит разобраться, то ли их коллега страдает отсутствием профессионализма, то ли что-то еще.

Чиновничье бессмертие

На днях в комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам министру благосостояния был устроен перекрестный допрос со стороны депутатов. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что законодатели уже не раз и не одному министру предлагали навести порядок в подведомственной структуре. Но эти предложения не находили поддержки со стороны министров.

Министр сказала, что передала в компетентные органы материалы ревизии — в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, а также в прокуратуру. Было начато и служебное расследование в министерстве — в отношении трех крупных чиновников министерства. Однако ни один из них не был отстранен от должности хотя бы на время проверки. Почему? Да потому что, по мнению г-жи Стаке, это бессмысленно. Ведь речь идет о нарушениях минувших лет…

Кстати, минувшим летом из центра ушла давняя руководительница этой структуры — Инесе Приекуле. Ее не уволили, а просто "прекратили трудовые отношения", то есть не продлили договор о трудоустройстве. Однажды, после очередного открывшегося безобразия в ЦТВС, ее уволили, но она смогла восстановиться в должности через суд. Таким же образом потеряла работу и главбух учреждения. Это латвийская традиция — чиновник лишается теплого места только в том случае, когда он окончательно теряет чувство меры. При этом через год-другой с вероятностью в 90 процентов его можно увидеть на другом теплом месте.

Сейчас центром руководит Роман Прозорович, известный и уважаемый в сфере протезирования человек. Именно при нем полиция взялась за расследование протезирования покойников, а департамент внутреннего аудита Минблага обнаружил, что в прежние годы центр тратил по 12 латов за рулон пипифакса. Однако в ЦТВС до сих пор продолжает работать замдиректора Илзе Балтиня, которая, по неофициальной информации, была в курсе значительной части происходивших в центре "странностей".

Как выяснилось, министр не вправе уволить ни одного сотрудника центра, кроме самого г-на Прозоровича. И лишь он может уволить кого-нибудь из работников центра. Однако практика увольнения госслужащих, как уже упоминалось выше, такова, что вместо увольнения они получают оплачиваемый налогоплательщиками отпуск в несколько месяцев.

Государственные агентства, количество которых исчисляется десятками, наделены слишком большой самостоятельностью. И очень часто их руководители начинают относиться к предприятию как к собственной фирме…

Под кого копает KNAB?

По неофициальной информации, сейчас Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией ведет крупномасштабное расследование всей отрасли протезирования. Конечно, есть надежда, что уж на этот раз все виновные будут наказаны, а инвалиды, до которых почти никому нет дела, наконец-то начнут получать реальную помощь.

Но KNAB уже провело одно большое расследование, которое до сих пор не возымело никаких практических последствий, — речь идет об афере с введением в Латвии цифрового телевидения. Увенчается ли новое расследование солидным результатом, мы узнаем позже.

Но, кроме ответа на вопрос "кто виноват?", требуется и ответ на вопрос "что делать?". По мнению представителей организаций инвалидов, нужно вообще убрать чиновничью "прокладку" из обеспечения техсредствами. Если каждый инвалид сможет получать определенную сумму на протезы напрямую от государства, то протезирующие фирмы по-настоящему начнут конкурировать между собой ценой и качеством в борьбе за клиента. И не будет ни "мертвых душ", ни туалетной бумаги по 12 латов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!