Завтра в Риге начинается встреча комиссий по иностранным делам парламентов Латвии, Литвы, Эстонии и Польши, посвященная отношениям с Россией. Предполагается определить общее отношение к визиту руководителей государств в Москву на 60–летие Победы, а также поднять тему компенсаций за утраченную собственность в Абрене и окрестностях и обсудить вопрос транзита в Калининград.
Накануне латвийская комиссия во главе с Александром Кирштейнсом пришла к выводу, что Абрене подарил Вилис Лацис по большой пьяни Георгию Маленкову. "Они провели новую границу Псковской области карандашом по карте — хорошо еще, что так. А то мы могли бы сейчас радоваться, что одна Курземе входит в НАТО", — с сарказмом заявил глава комиссии. И оговорился — Латвия борется не только за свою компенсацию, но и за тех нынешних граждан США, Германии и Израиля, предки коих жили в Абрене и не получили ни домов, ни сертификатов. А ведь г–н Маргелов, приезжая в Ригу, обещал рассмотреть выдачу отступных!

Вообще–то шансов, что страны Балтии и Польша во всем найдут общий язык, не столь уж велики. Так, лидер Партии народного согласия Янис Юрканс заявил на заседании комиссии, что его соплеменник, президент Польши Александр Квасьневский, обязательно нанесет визит в Москву 9 мая, да и балтийские президенты подтянутся туда "как миленькие". Так что не надо из–за каких–то исторических комплексов портить работу европейских и американских дипломатов, мягко, но настойчиво упросивших Россию урегулировать отношения с новыми странами ЕС и НАТО. Ведь, чего доброго, и сам Джордж Джорджевич может обидеться! В качестве примера Я. Юрканс привел историю с подковерной дипломатией середины 90–х годов, когда Латвия очень не хотела подписывать договоры о гарантиях бывшим советским военным, но стоило политикам съездить в Вашингтон, и все изменилось… "Ехать надо, но со своей точкой зрения, — признает А. Кирштейнс. — Что для нас "Великая Отечественная война?"

Вопросы истории немало сказываются и на военно–дипломатических обязательствах ЛР. Так, вчера комиссия по иностранным делам не пожелала одобрить Конвенцию о запрете применения, хранения и производства противопехотных мин и об их уничтожении. Несмотря на то что представители МИД и минобороны ЛР заявили, что концепции тотальной обороны Латвия более не придерживается и мины лежат на складах в ожидании утилизации, депутаты сослались на примеры России (применяет мины в Чечне) и США (заминировали Корею по 58–й параллели, чтобы северяне не прорвались). Белоруссия недавно ратифицировала конвенцию, но у нее 4 миллиона мин. Финляндия же уничтожит свой минный арсенал только к 2016 году.

— Хорошо, что на Украине не начали стрелять все во всех, как в России в 1993 году, — сказал глава комиссии А. Кирштейнс. — Мины — это вопрос безопасности, НАТО если и придет к нам на помощь, то только через месяц. А если в Белоруссии что–то начнется и они пойдут через нашу границу? Врач–общественник Леополдс Озолиньш (Союз "зеленых" и крестьян), со своей стороны, высказался, что противопехотная мина убивает и калечит так же, как граната, пулемет и прочее оружие. Так отчего же запрещать именно мины? В общем, необходимо специальное заседание с участием компетентных экспертов. А пока "противоминная" конвенция так же, как "меньшинственная", может подождать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!