Кроме того, сотрудникам правоохранительных органов там доверяет более 70 процентов жителей. Тогда как в Латвии, дай бог, те самые 30 процентов. Одной из причин обуздания преступности и повышения престижа полиции специалисты называют появление "Соседского дозора".

Первое, что приходит в голову при словосочетании "Соседский дозор", — разговор будет идти о какой–то слежке или подсматривании за своими соседями. И это главная ошибка. Чего скрывать, даже у меня к "Соседскому дозору" было предвзятое отношение, пока я не отправилась в Таллин, где сейчас активно действует общественная организация "Соседский дозор", и лично не разобралась в этой системе.

Для знакомства с работой "Соседского дозора" в Таллин отправились также представители латвийской полиции и Министерства внутренних дел. Наши правоохранительные органы всерьез подумывают ввести эту систему и у нас. А инициатором введения "Соседского дозора" в Латвии выступает уже известная нашим читателям компания AssaBalt, специализирующаяся на различных средствах безопасности (конек фирмы — замки).

Порядок в доме

Итак, главный принцип "Соседского дозора" (Neighbourhood Watch) — программы, которая появилась еще в 1973 году в США, а потом распространилась по всему миру, — объединяться с соседями и сообща оберегать свое имущество от преступников. Важно понять, что, какими бы супернавороченными замками ни были оборудованы ваши двери, воры все равно могут проникнуть в вашу квартиру. Требуется комплексная защита. Движение "Соседский дозор" в Эстонии было организовано в мае 2000 года и принесло ощутимые результаты.

Не надо думать, что соседям придется гоняться за преступниками или пытаться их задержать, главное — вовремя отреагировать и сообщить в полицию. В чем же тогда роль "Соседского дозора"? — спросите вы. Действовать на опережение — быть начеку и не позволить произойти преступлению в вашем доме или районе. Разумеется, своему успеху организация "Соседский дозор" во многом, если не сказать во всем, обязана огромной поддержке со стороны муниципальных органов власти и полиции.

Но давайте рассмотрим действие "Соседского дозора" на конкретных примерах. Итак, наша делегация, сопровождаемая главой эстонского "Соседского дозора" Тармо Вайком, отправляется в один из районов Таллина. Наш автобус тормозит перед тихим, ухоженным рядом частных домов. Напротив — милая полянка с площадкой для волейбола.

Оказывается, раньше эта поляна была местом сборища наркоманов, местные жители боялись выпускать своих детей на улицу, идти с работы домой, повсюду валялся мусор и использованные шприцы. Теперь люди этого района объединились в "Соседский дозор", выбрали на своем участке старшего (в шутку мы обозначили его смотрящим) и принялись за облагораживание не только своего дома, но и окрестностей.

Сейчас кругом чистота, порядок и, главное, безопасно, а перед въездом на улицу с частными домами висит табличка "Соседский дозор", что равнозначно тому, что чужие (читай: злоумышленники) здесь не ходят. Популярность "Соседского дозора" в Эстонии такова, что данная табличка на преступника действует как красный сигнал светофора — он понимает, что если даже и залезет успешно в какой–нибудь дом, то уж для бдительных соседей точно не останется незамеченным.

И, кстати, волейбольная площадка на полянке появилась не случайно. Так за "круглым столом" решили местные жители, представители "Соседского дозора", сотрудники полиции и чиновники из самоуправления. На подобных заседаниях не только решаются вопросы безопасности, но также поднимаются другие важные темы.

Помощник полиции

Следующий район, который посетила наша делегация, также состоял из частных домов, тут жители пошли еще дальше и внедряют очередное новшество — систему "Помощник полицейского" (не надо думать, что эта система эквивалентна нашей, латвийской, которая стала причиной не одного скандала).

Тут район выглядит еще привлекательнее, но проблемы у жителей, по словам работницы эстонского "Соседского дозора" Анне–Лии Релло, здесь тоже были. К примеру, в районе есть "плохой" дом. Другими словами, бордель, существование которого, как несложно догадаться, было не очень приятным для соседей. Не столько в моральном плане, сколько в физическом — бесконечные загулы соседей, шумные компании, громкая музыка вряд ли кому–то понравятся.

Теперь благодаря активности "Соседского дозора", куда вступили жители этого района, обитателей дома терпимости удалось приструнить. А чтобы ничего подобного здесь не случалось в дальнейшем, тут внедряют должность "помощника полиции".

Буквально рядом, на дороге, нам повстречалась необычная компания — здоровяк–полицейский, с ним еще один, а рядом девушка. Последняя обладала голливудской внешностью, но была одета в ярко-оранжевый жилет помощника полиции и "несла вахту" так же, как и здоровяк в форме. Это обычная жительница района совершала обход с дозором окрестностей, дабы предупредить правонарушения — кражи из автомашин, домов или простое хулиганство.

Надо отметить, что у помощника полиции есть право остановить подозрительного гражданина и даже попросить у него документы. Одним словом, нашим доморощенным "помощникам полиции" просьба не беспокоиться, помощник полиции "Соседского дозора" в Эстонии реально помогает полицейскому в работе, а не просто дает советы и надеется на привилегии.

Частные дома в Таллине — похоже, весьма распространенное явление, и очевидно, что такие жители активнее ратуют за безопасность своего имущества, а также округи, где живут. Однако панельные многоэтажные дома тоже активно подключились в Эстонии к "Соседскому дозору". Приятно отметить, что, по словам главы эстонского "Соседского дозора" Тармо Вайка, проще найти контакт именно с русскоязычными жителями многоэтажек, которые кажутся более заинтересоваными в соседском содружестве.

В районе Лиикури нас встретила старшая по здешнему округу "Соседского дозора" Валентина Попова. Проблема в ее многоэтажном доме была знакомой, наверное, каждому из жителей такого дома — в подъезде собиралась шумная молодежь, которая оставляла после себя пивные бутылки, шприцы и грязь. Во дворе дома ночами гудели неизвестные личности и мешали людям спать. После того как здесь люди объединились, появилась табличка "Соседский дозор", поменяли двери, положение дел кардинально изменилось.

Расписывать положительные изменения просто не хватит места, но золотые слова, сказанные Валентиной Поповой, нельзя проигнорировать: "Надо понять, что у собственника есть права и обязанности — и последнее первично. А то собственники только о правах вспоминают!" В Латвии, похоже, пока до осознания такого принципа жителям далековато — и если собственники квартир это уже стали понимать и заботиться не только о своих жилищах, но и о домах, то посмотрите на хозяйские дома.

В Эстонии же, к слову сказать, есть и денационализированные дома, вступившие в "Соседский дозор", причем по инициативе самого владельца дома. Напоследок еще один пример. В Нарве пару лет назад сложилась критическая криминогенная ситуация. Но в 2003 году 25 многоквартирных домов тут объединились в систему "Соседского дозора", и к концу 2004 года из этих домов не было получено НИ ОДНОГО сообщения о преступлении.

Эффективность "Соседского дозора" — четко отлаженный обмен информацией между жителями, полицией и местным самоуправлением. Большая роль отводится участковому полицейскому. Вот вы знаете своего участкового в лицо? Я тоже нет. Но если, не дай бог, у вас возникнет проблема мелкого криминального характера (к примеру, наркоманы в подъезде, шумные соседи или полулегальный бордель), придется познакомиться. И вряд ли вас примут в полиции доброжелательно — там посерьезней дел полно.

А вот в движении "Соседского дозора" все получается иначе. Участкового там тоже можно и не знать, но старший "Соседского дозора" по району вам точно будет известен. К нему и нужно обращаться с возникшей проблемой, а дальше он сам решит, в какую структуру следует обратиться, чтобы добиться эффекта. Получив блестящие результаты на поприще предотвращения преступности, добившись уважения к работнику полиции со стороны обычных жителей, "Соседский дозор" в Эстонии пошел дальше — вовсю развивается "Школьный дозор", "Бизнес–дозор" и даже "Детсадовский дозор", но об этом, если вам будет интересно, в другой раз.

Вместо послесловия

Агитировать за внедрение "Соседского дозора" в Латвии можно по–разному. Но нагляднее всего ситуацию с безопасностью в нашей стране продемонстрировала последняя реплика премьер–министра Айгара Калвитиса на высказывание главы МВД Эрика Екабсонса о повышении зарплат работникам полиции.

Если помните, премьер–министр назвал эти планы популистскими и нереальными обещаниями перед приближающимися выборами. Из чего можно сделать вывод: наше государство не заинтересовано в повышении зарплат работникам полиции, покидающим свои места, а борьба с преступностью уже давно не является приоритетной.

Видимо, житель Латвии должен постоянно бояться стать жертвой преступников, чтобы не было ни сил, ни времени лишний раз думать над тем, нужен ли нам "замок света" или еще какая стройка века. Поэтому глупо надеяться, что полицейский с мизерной зарплатой будет заинтересован в вашей безопасности, а два постовых у Центрального универмага избавят страну от скинхедов. Выходит, рассчитывать можно только на себя и на "Соседский дозор". Мария БУШУЕВА.

P. S. Если вам понравилась идея введения "Соседского дозора" в Латвии, можете изложить свои соображения в письме, отправив его в адрес редакции "Вести Сегодня". Ваши предложения будут переданы инициатору этой кампании — фирме AssaBalt, благодаря которой состоялась эта ознакомительная поездка.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!