Агентство расследований Baltic Screen, созданное известными экспертами латвийского бизнеса и политики Лато Лапса и Кристине Янчевской, опубликовало на портале Apollo.lv шокирующую информацию: практически во всех латвийских ведомствах существуют закрытые для общественности регламенты, определяющие малейшие телодвижения клерков. Причем речь идет, казалось бы, о сугубо мирных конторах!

"Рекордсменом" по этой части называют Службу поддержки села — и не зря, ведь в ней вращаются сотни миллионов латов от Евросоюза, раздаваемые тем или иным агропромышленным проектам. В списке ограниченной информации СПС 695 позиций! Среди засекреченной информации — и дисциплинарные дела сотрудников, и отчеты об оказанной помощи, и решения комиссии по жалобам и возмещениям. Разумеется, тайной за семью печатями являются и зарплаты персонала, и даже расценки на платный сервис.

Регулятор общественных услуг также не имеет характера военизированной организации, однако установил статус "информации для служебных надобностей" список… оказывающих эти самые общественные услуги!

В числе "секретоносителей" оказались Продовольственно–ветеринарная служба и Управление социальных услуг Министерства благосостояния (закрыты акты проверок подчиненных министерству учреждений). От Государственной службы леса население Латвии никогда не узнает живо-трепещущую информацию о нарушениях в лесной сфере, наложенных штрафах, о договорах аренды государственных лесов и даже об отлове лесных животных и несчастных случаях на охоте.

Министерство земледелия считает не подлежащими разглашению данные о премировании сотрудников. Национальное аккредитационное бюро скрывает от общества свой бюджет, а Государственное агентство занятости — зарплаты сотрудников. Странное дело, не так ли: оклады президента и премьера официально известны до лата, а бюрократ с биржи труда что–то таит?

"Самым откровенным беззаконием" считают эксперты Baltic Screen сокрытие Латвийским агентством инвестиций и развития "договоров управления" — "соглашений, которые долгие годы позволяли государственным учреждениям платить особо нужным людям намного большие зарплаты, чем это позволяет государство". Официально эта практика была отменена решением Суда Сатверсме еще в 1999 году — но в ЛАИР она непоколебима!

Абсурдным образом многие ведомства засекречивают даже те документы, которые можно найти на официальных интернет–страницах парламента и правительства. Так, Государственное агентство по электронным закупкам внесло в реестр "информации ограниченного доступа" проекты законодательных актов сейма, Кабинета министров, а также правительственные программы, планы и концепции.

В советское время охраной государственных тайн занимался Главлит — в начале 90–х годов с ним было торжественно покончено. Сейчас, судя по всему, централизованную цензуру заменила ведомственная самодеятельность. Осталось только ввести в каждой госконторе "первый отдел" — и тогда "открытое общество" в ЛР окончательно восторжествует…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!