В шведской полиции появилось новое сверхсекретное подразделение
Свидетели и жертвы преступлений, боящиеся мести; преследуемые журналисты; женщины, страдающие от насилия и угроз; бывшие члены всевозможных лиг и нелегальных организаций; нарушители суровых законов некоторых религий — все они получат надежное убежище, охрану и материальную помощь.

Во всем мире программы защиты свидетеля нацелены, в первую очередь, на охрану людей, способствовавших раскрытию крупных преступлений, экономических или политических секретов. Люди, заявившие в полицию, скажем, на подонка-члена семьи, или на вора, пойманного с поличным, крайне редко попадают под спасительный "зонтик". Хотя именно "бытовуха" все чаще становится причиной "возвратных трагедий".

Самые пугающие масштабы в современной Европе принимают вымогательство и шантаж. В Швеции каждую неделю только официально регистрируется в среднем 24 случая! Если вспомнить, как невелико население страны, и прикинуть, сколько фактов шантажа остается за пределами внимания властей, становится не по себе. Сотни людей принуждаются платить или отдавать злоумышленникам ценности, а то и целые предприятия. Людей попросту "прессуют", заставляя угрозами, прямым насилием или киднеппингом "поделиться" нажитым с бандитами.

В спокойной Скандинавии появились целые группировки, промышляющие исключительно выдавливанием излишков у мирного населения. Если крупный банкир или политик имеет возможность защититься, нанять охрану или быстро уехать, то средний класс оказывается полностью открыт для "ощипывания". Обдирают их, конечно, скромнее, чем миллионеров (так сказать, с учетом кредитоспособности), но вот мстят за непослушание и "доносительство" на полную катушку.

В начале этой недели, например, слушалось дело тринадцати мужчин, несколько лет наводивших ужас на городок Вестерос. Минимум 20 человек были "выдоены" на общую сумму в несколько миллионов шведских крон. Жертвы настолько запуганы и до того уверены в неизбежности мести сообщников отловленных злодеев, что согласились принять участие в судебном заседании лишь после того, как для его проведения было назначено тайное место, находящееся под неусыпной охраной вооруженных полицейских.

Лица, виновные в вымогательстве, которых закон позволяет осуждать на сроки до шести лет (за грубый шантаж) или до двух лет (за более "мягкий"), как правило, остаются в тюрьме лишь год-два (первая категория) или всего пять-десять месяцев (вторая категория). Мягкое законодательство, короткое и крайне гуманное тюремное наказание, частые досрочные освобождения — все это невольно дает возможность преступникам быстро возвратиться к обычной жизни и изыскать возможность выместить на виновниках разоблачения злобу.

"К каждому, кто чего-то опасается, полицейского не приставишь!" — такой ответ слышат миллионы заявителей по всей Европе. Для многих людей следствие и суд над виновными являются не концом страхов, а лишь началом долгого ожидания мести. Типичные ее варианты — поджоги квартир, домов и машин, жестокие избиения "в темном углу", потоки угроз, причинение вреда детям и домашним животным, нападения с применением оружия, отравления и скрытые поломки автомобилей, приводящие к тяжелым авариям. Такие же последствия угрожают многим "разоблачителям по долгу службы" — юристам, журналистам, политикам и самим полицейским.

Новое подразделение, созданное в криминальной полиции Швеции, призвано поставить защиту жертв и свидетелей на принципиально новый уровень. "Отдел индивидуальной защиты" обязан быстро укрыть каждого гражданина Швеции, попавшего под реальную угрозу — вне зависимости от того, в какой стране он находится. Все, даже мельчайшие, детали деятельности организации являются секретными, равно как и имена тех, кто там работает.

Схема "исчезновения" взятых под "зонтик" людей по большей части одинакова. Человек временно скрывается внутри страны, а после смены личных данных и, если необходимо, изменения внешности, сопровождается за границу. В "легких" случаях "клиент" остается дома, но его жилище оборудуется всеми техническими новинками, позволяющими круглосуточно держать помещение под контролем. Попавший в программу защиты ежедневно сопровождается охранником на работу, в больницу и прочие общественные места.

Как ни странно, этого часто оказывается достаточно, чтобы потенциальный мститель опомнился. "Многие злоумышленники мыслят по-деловому, — объясняет в интервью DN заместитель Главного прокурора Пер Линдквист. — Вместо того, чтобы идти на риск получения нового срока за старое дело, многие предпочитают уехать подальше от места преступления и начать новую жизнь или, опираясь на криминальный опыт, быстро найти новых жертв, "дающих доход". Таковыми, например, по большей части являются те же вымогатели и шантажисты, хотя по роду своей преступной деятельности они поначалу больше других злоумышленников угрожают местью за "непослушание".

В задачу "спецполиции" входит анализ рисков и проработка возможных сценариев развития ситуации, после чего окончательно выбирается модель защиты. Как сообщают шведские СМИ, новая организация получила и крупные материальные фонды. Вместо того, чтобы, как раньше, обсуждать каждый отдельный случай с различными ведомствами, "индивидуальная безопасность" сможет сама "выписать" материальную помощь (до 40 тысяч евро).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!