Европейский центральный банк (ЕЦБ) понизил процентные ставки. Президент Кристин Лагард объяснила причины и рассказала, что еще нужно сделать, чтобы в среднесрочной перспективе обеспечить возвращение инфляции к уровню 2%.
Два года назад мы начали повышать процентные ставки, потому что инфляция была чрезмерно высокой. В настоящее время ситуация улучшилась. Хотя некоторые цены все еще значительно растут, особенно в секторе услуг, в целом инфляция заметно снизилась. Сейчас динамика инфляции позволяет предполагать, что в следующем году она может достичь 2% — уровня, который мы установили в качестве цели для обеспечения стабильности цен.
Снижение инфляции позволяет ЕЦБ понизить процентные ставки, и в четверг мы снизили нашу основную процентную ставку - которая оставалась на уровне 4% в течение девяти месяцев - по денежно-кредитной политике на 0,25 процентных пункта. Это означает, что для населения снизятся затраты на заимствования, а предприятия смогут получать кредиты для инвестиций по более низким ставкам.
В июле 2022 года мы начали повышать процентные ставки. Это был этап, который на языке экспертов называется ужесточением денежно-кредитной политики. Если провести аналогию с автомобилем, представьте, что водитель нажимает на педаль тормоза. Мы повысили процентные ставки беспрецедентно быстрыми темпами — на 4,5 процентных пункта чуть более чем за год. Мы действовали решительно, потому что рост инфляции был слишком сильным — в октябре 2022 года она достигла 10,6%.
Одной из причин резкого роста инфляции было вторжение России в Украину, которое вызвало резкий рост цен на энергоносители и продукты питания. Кроме того, многим предприятиям стало труднее получать необходимые оборудование, материалы и запасные части, что усугубило проблемы, которые накануне этого были вызваны пандемией.
Кроме того, существовал реальный риск, что люди могут принять высокую инфляцию как новую норму. Это означало бы, что предприятия использовали бы это как стандарт при установлении цен, а работающие — при согласовании заработной платы. Таким образом, высокая инфляция стала бы постоянной частью экономики.
Поэтому нам нужно было сделать все возможное, чтобы предотвратить реализацию этой угрозы. Наша обязанность перед европейскими гражданами заключается в том, чтобы удерживать инфляцию на низком и стабильном уровне. Мы осознаем, какое напряжение рост инфляции и последующее повышение процентных ставок вызвало у части населения и предприятий. Стоимость кредитов для бизнеса и ипотечных кредитов резко возросла. Все стало дороже, но рост доходов — зарплат и пенсий — был медленным.
Действуя решительно, мы добились того, что период высокой инфляции не был чрезмерно долгим. К сентябрю 2023 года инфляция снизилась до 5,2 %, то есть примерно наполовину по сравнению с рекордно высоким уровнем годом ранее.
Сейчас инфляция снизилась до 2,6%, снова сократившись наполовину. В настоящее время динамика инфляции позволяет предполагать, что во второй половине года она опустится до уровня 2%. Поэтому, понижая процентные ставки, мы решили ослабить уровень ограничений денежно-кредитной политики.
Но до момента, когда наша экономика будет свободна от инфляции, еще далеко. Этот путь не всегда будет легким. Требуются бдительность, решимость и стойкость.
Поэтому процентные ставки должны ограничиваться столько времени, сколько потребуется для обеспечения устойчивой ценовой стабильности. Другими словами, нам еще какое-то время придется держать ногу на педали тормоза, хотя мы можем немного ослабить давление.
Будущие решения по денежно-кредитной политике будут зависеть от трех вещей — увидим ли мы и дальше, что инфляция своевременно движется к нашему целевому уровню, увидим ли, что общее ценовое давление в экономике снижается, и увидим ли, что наша денежно-кредитная политика эффективно сдерживает инфляцию. Эти факторы определят, когда мы сможем еще больше отпустить педаль тормоза.
Мы добились значительного прогресса, но наша борьба с инфляцией еще не закончена. Как хранители евро, мы полны решимости обеспечить низкую и стабильную инфляцию на благо всех европейских граждан.