sieviete, uzņēmēja, darbs
Fоtо: Shutterstock

Если уже достаточно давно Латвию можно было считать страной, страдающей от эмиграции рабочей силы, то сегодня ситуация начала меняться. Согласно последним данным Центрального статистического управления, в начале этого года впервые с 1990 года в страну вернулось больше людей, чем уехало, при этом положительную разницу миграции обеспечили и реэмигранты, и украинские военные беженцы.

Латвия становится страной иммиграции, поэтому наряду с вопросом о том, как уменьшить потери своего человеческого капитала, необходимо решать вопрос, какой будет иммиграционная политика государства. В зависимости от нее экономика страны может как выиграть, так и проиграть, считает Рауль Эаметс, главный экономист Bigbank.

Ниже приводим его мнение целиком:

"Эмиграция и ее влияние могут быть очень разными. Она может привести к потере человеческого капитала, усугубить демографические проблемы, обострить социальные проблемы, например, когда часть членов семьи уезжает работать за границу, а другая остается, а также привести к инфляции, если приток денег от эмигрировавших значителен, как в некоторых странах Средней Азии или Молдове.

Однако возможен и такой сценарий, когда эмиграция оказывает положительное влияние. Если работа за рубежом носит временный характер, человеческий капитал увеличивается, поскольку люди приобретают новые знания, адаптируются к новой культуре труда и изучают языки. Обучение людей за рубежом и последующее возвращение на родину сокращает необходимость подготовки определенных специалистов в стране. В свою очередь отправленные на родину деньги способствуют повышению уровня жизни и в некоторых случаях могут оказать существенную поддержку местной экономике за счет инвестиций и дополнительного потребления.

Можно почти с уверенностью утверждать, что Латвия превращается из страны эмиграции в страну иммиграции. В 2022 году иммиграция значительно превышала эмиграцию, однако это было обусловлено временным влиянием притока украинских военных беженцев. В начале этого года в Латвии проживало 25 700 военных беженцев.

Поэтому настало время задуматься о том, как иммигранты повлияют на рынок труда и экономику Латвии. Чтобы избежать негативных аспектов, иммиграционная политика государства должна быть направлена на интеграцию иммигрантов в рынок труда. Если человек быстро находит работу, он также быстро учит язык, заводит друзей среди местных жителей и так далее. У Эстонии был позитивный опыт с украинскими военными беженцами, которые не полагались на государственные пособия, а быстро находили работу, даже если она не соответствовала уровню их образования и квалификации. Я надеюсь, что так было и в Латвии. Без подобной интеграции происходит отчуждение, изоляция, а отдельные районы столицы могут превратиться в своего рода гетто, что сопровождается ростом преступности. Такие примеры найти несложно, достаточно взглянуть по ту сторону Балтийского моря.

Еще один потенциально негативный аспект, связанный с иностранной рабочей силой, – это теневая экономика и социальный демпинг. Может оказаться, что иностранцы будут готовы работать за более низкую зарплату и получать незарегистрированный доход. Однако это также вопрос добросовестности местных предприятий – в какой мере они используют или не используют лазейки в системе, например, арендуя работников как услугу вместо того, чтобы их нанимать, или же иным образом.

Но нельзя игнорировать и положительные аспекты. Иностранцы, как и местные жители, являются потребителями, поэтому увеличение их числа способствует росту потребления и общего спроса. Большинство иностранцев работают официально, поэтому растут и налоговые поступления в бюджет страны. Среди них, безусловно, есть много людей с предпринимательской жилкой, а это означает создание новых рабочих мест, новых услуг и товаров, которые местные жители не предлагают, то есть увеличение ассортимента продуктов.

Хотя в настоящее время наблюдается замедление экономики, мы можем ожидать и противоположного движения – в какой-то момент рост возобновится. Старая поговорка гласит: "Готовь сани летом, а телегу зимой". Поэтому даже в условиях спада нам нужно готовиться к росту, иначе мы не сможем воспользоваться моментом.

Размышляя об иммиграционной политике, мы должны реалистично оценивать влияние, которое иммигранты могут оказать на рынок труда. Ниже приведены соображения, которые следует принять во внимание, чтобы использовать иммиграцию на благо экономики и населения.

Очень сложно количественно определить, где находится критический порог, но ясно, что, если, например, в Латвию приедут 100 строителей, это вряд ли окажет значительное влияние на рынок труда в строительной отрасли. Однако, если приедут 100 лучших классических музыкантов, это, несомненно, окажет влияние на рынок труда музыкантов в стране. Таким образом, степень влияния иммиграции зависит от того, сколько людей занято в той или иной сфере и какова конкуренция за рабочие места, при этом очень важны актуальные прогнозы, анализ рынка труда и спроса со стороны работодателей.

В реальной жизни еще важнее то, какова квалификация прибывающей в страну рабочей силы. Будут ли это так называемые "белые воротнички", то есть высококвалифицированная рабочая сила – специалисты высшего и среднего звена, чиновники, руководители предприятий и т. д., или "синие воротнички", то есть менее квалифицированная рабочая сила – работники сферы обслуживания и торговли, квалифицированные рабочие, операторы машин и неквалифицированные рабочие?

Опыт других стран показывает, что массовая миграция в прошлом происходила в основном среди рабочих из числа "синих воротничков". Например, в 1960-х годах в Германию приезжали строители из Турции. В США наблюдался приток дешевой рабочей силы для сельского хозяйства (в основном из Мексики) и т. д. После расширения Европейского союза в 2004 году резко увеличился поток рабочей силы из стран Восточной Европы. Миграционный кризис в ЕС в 2015 году также в основном охватывал рабочих из числа "синих воротничков" (за некоторым исключением в случае с сирийскими беженцами).

Исследования показывают, что иммиграция "синих воротничков" вытесняет местную малоквалифицированную рабочую силу. Если приток рабочих из числа "синих воротничков" не приводит к резкому росту спроса, увеличение предложения рабочей силы может привести к снижению общего уровня зарплат. Потенциально это может влиять и на условия труда. Как следствие, предложение местной рабочей силы может сократиться, местные рабочие могут стать безработными или просто неактивными, что создаст дополнительную нагрузку на систему социального обеспечения.

Влияние иммиграции "белых воротничков" различно. Представители "белых воротничков", как правило, приходят в те отрасли, где ощущается нехватка местной рабочей силы. Другими словами, спрос на них превышает предложение. Здесь можно упомянуть кампанию по выдаче "зеленых карт" в Германии, когда ИТ-специалистам из Восточной Европы предоставлялись разрешения на проживание и работу на облегченных условиях из-за нехватки работников в этой сфере.

С точки зрения экономики труда можно сказать, что в категории "белых воротничков" капитал (машины, оборудование) и рабочая сила дополняют друг друга. Это означает, что машины не вытесняют людей с рынка труда, а, наоборот, технологический прогресс и внедрение более сложных машин увеличивают потребность в квалифицированных специалистах, умеющих работать с этими технологиями. Помимо тех, кто непосредственно связан с оборудованием, необходимы также вспомогательные структуры по техническому обслуживанию и сервису, системы поддержки связи и инфраструктуры и т. п. В этом случае приток рабочей силы скорее оживляет отрасль, создает новые рабочие места, способствует росту зарплат и открывает новые возможности для местной рабочей силы.

Когда приток рабочей силы превышает отток, стране нужно начинать решать вопросы миграционной политики. Из вышесказанного ясно, что необходимо способствовать притоку квалифицированной рабочей силы. В случае с малоквалифицированной рабочей силой следует проявлять осторожность, уделяя особое внимание интеграции иммигрантов в экономику. С высококвалифицированными специалистами такой проблемы не возникает, поскольку их нужно привлекать в страну, а предпосылкой является то, что спрос на них высок, что означает наличие рабочих мест.

Думаю, что в будущем разница в миграции останется положительной, в том числе за счет иммиграции – эту тенденцию невозможно остановить, разве что мы закроем границы. Как говорят, если жизнь дает тебе лимоны, сделай из них лимонад, и в какой-то мере это похоже на то, что сейчас происходит – главное, использовать ситуацию на благо латвийской экономики и ее жителей".

Мнение генерального директора Латвийской конфедерации работодателей Каспарса Горкшса в контексте иммиграции:

"Сегодня в Латвии сложилась интересная ситуация – несмотря на низкий уровень фактической безработицы, а именно, 6,9%, в стране насчитывается более 440 000 экономически неактивных людей, и предприятия по-прежнему сталкиваются с нехваткой рабочей силы. Кроме того, хотя структура украинских иммигрантов в Латвии схожа со структурой в Литве и Эстонии, Латвия отстает в трудоустройстве граждан Украины.

В то время как в Латвии работают около 34% беженцев, в Литве и Эстонии – более 70%. Стране нужна контролируемая иммиграционная политика с четкими критериями, так как наступил момент, когда нехватка рабочей силы может причинить экономике больше вреда, чем ее приток из-за рубежа. Не случайно Министерство экономики поручило Латвийской конфедерации работодателей подать предложения по созданию "зеленого коридора" для привлечения работников из других стран. На наш взгляд, одним из ключей к успеху является принцип, согласно которому иммигрантов привлекают на конкретные рабочие места на конкретных предприятиях, то есть они не просто приезжают в страну, а уже известны отрасли и предприятия, где на них будет спрос.

Такой подход, основанный на конкретных потребностях и прогнозах, снизит риски избыточного предложения и, следовательно, "демпинга" в какой-либо конкретной профессии или отрасли, где у нас самих достаточно специалистов. Важна связь со структурой экономики государства, а также соответствующая нормативная база и конкурентоспособные затраты на рабочую силу, чтобы избежать использования альтернативных форм занятости для привлечения работников, например, аренду работников как услуги у иностранных компаний по трудоустройству.

Дополнительной проблемой является интеграция иммигрантов в общество без сегрегации и связанных с этим рисков".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !