Orkla, IKP, ražošana, ražotne, šokolāde, ekonomika
Fоtо: Kārlis Dambrāns, DELFI

Сейчас латвийская экономика практически не растет — в основном из-за геополитики и слабости на основных экспортных рынках, особенно в связанных со строительством сегментах. Но в обрабатывающей промышленности к этому, судя по всему, готовились, а теперь готовятся к новому циклу роста — об этом говорит отсутствие новостей о крупных банкротствах и заметный рост инвестиций, сказал экономист банка Luminor Петерис Страутиньш "Утренней панораме" на Латвийском телевидении, пишет LSM+.

"До этого у экспорта товаров был очень хороший период. Пандемия оказалась очень-очень хорошим периодом для латвийских экспортеров товаров, особенно для деревообработчиков. Они прекрасно знали — банковские экономисты и другие предупреждали, — что это не будет длиться вечно. И сейчас происходит то, о чем предупреждали. Цены упали, объемы упали. К этому, вероятно, можно было подготовиться, наращивая резервы. Судя по тому, что мы не слышим о крупных банкротствах в отрасли, это и было сделано. Теперь нам остается только ждать, конечно же, инвестировать и готовиться к следующему циклу роста", — сказал экономист.

Luminor Bank понизил прогноз роста внутреннего валового продукта (ВВП) Латвии на текущий год с 1,2% в марте до 0,5%, сообщил на презентации экономического обзора Латвии и Балтии Петерис Страутиньш.

При этом прогноз роста ВВП на 2025 год снижен с озвученных в марте 3,3% до 2,2%.

Инфляцию в 2024 году в Латвии банк прогнозирует в размере 1%, в Эстонии - 4%, а в Литве - 0,5%. В 2025 году в Эстонии прогнозируется инфляция в размере 5%, в Литве - 2,1%, а в Латвии - 2%. В 2026 году Luminor Bank прогнозирует в Латвии инфляцию в размере 2%, в Эстонии - 4%, а в Литве - 3%.

Что будет с зарплатами и ценами

Страутиньш сказал, что время с середины 2021 года было как бег белки в колесе: расходы и цены бежали вверх, за ними следовал и рост зарплат. Хотя расходы на импорт уже снижаются, рост зарплат еще продолжается. По прогнозам Luminor Bank, ожидается возвращение к стабильности, характерной для большинства предыдущих десятилетий. Доходы тогда росли очень умеренно, но для благосостояния домохозяйств это было благоприятное время, так как цены были стабильны.

В первом полугодии текущего года экономика выросла всего на 0,3%, а новейшие данные третьего квартала и показатели настроений говорят о том, что сейчас ход событий обусловлен инерцией почти "идеальной" стагнации реального ВВП прошлых трех лет: во втором квартале 2024 года выровненный по сезону ВВП был на 0,9% выше, чем в третьем квартале 2021 года. Luminor Bank ожидает, что это крайне нежелательное состояние сохранится примерно до конца этого года.

Страутиньш сообщил, что в первой половине 2024 года вложения в основные капиталы предприятий сократились на 7,3%. Это можно считать крупнейшим неприятным сюрпризом этого года для экономики Латвии, так как приближается пик освоения фондов Европейского союза (ЕС). "С каждой задержкой мотивация ускорить освоение фондов будет расти, поскольку провал в этой сфере чреват крупным вредом для государства и тяжелым ударом по репутации ответственных за него должностных лиц, поэтому рационально предвидеть, что во второй половине года инвестиции действительно пойдут вверх", - сказал Страутиньш.

Рост цен за последние полгода превысил ожидания, отметил Страутиньш. На это повлиял, во-первых, не соответствующий экономической ситуации Латвии рост зарплат, который во многом был вызван политическими решениями. Рост цен на услуги в первом полугодии держался чуть выше 5%, и это главный двигатель инфляции. Данные середины года показывают, что темп роста зарплат в частном секторе уже резко тормозится - компании больше не могут позволить себе его финансировать. Момент истины приближается и для госбюджета, в повестке дня появилась даже тема замораживания зарплат, добавил Страутиньш.

Цены на товары в первом полугодии снизились, но происходило это очень неравномерно, пояснил экономист. Регулируемые цены в целом следовали за снижением издержек, но в других сферах была большая ценовая инерция, не произошло коррекции цен на многие продукты с искусственно завышенного уровня.

В Luminor Bank ожидают, что в течение 2025 года экономика постепенно придет в состояние, пережитое десять лет назад, когда царило ожидание ценовой стабильности. Тогда зарплаты росли умеренно, но то, что за четыре года - с 2012 года по декабрь 2016 года - уровень цен вырос всего на 2,3%, помогло добиться существенного роста благосостояния.

Страутиньш добавил, что рынок труда находится в состоянии почти идеального покоя. Уже два года ни численность занятых, ни удельный вес ищущих работу не претерпевают значительных изменений. Правда, этот период стабильности скоро закончится, если не изменится иммиграционная политика. В сочетании с политическими решениями о зарплате в отраслях общественного сектора низкая безработица продлила период стремительного роста зарплат, однако складываются предпосылки для действительно быстрого обнуления этого подъема. Годовой темп прироста зарплат в частном секторе уже снизился с 14,8% в феврале 2023 года до 10,4% в феврале этого года и до 6,6% в июне.

В реальность постепенно возвращаются и бюджеты общественного сектора, отметил экономист. Во время формирования госбюджета приведена точная оценка потолка роста зарплат в секторе в следующем году - 2,6%, что в несколько раз отстает от прогнозируемого среднего уровня этого года.

Страутиньш предполагает, что в течение следующего года удельный вес ищущих работу останется близким к нынешнему уровню, а число работающих, скорее всего, будет медленно сокращаться как из-за демографических тенденций, так и продолжающегося риска стагнации экономики в ближайшем будущем. В отдаленном будущем удельный вес ищущих работу в Латвии продолжит снижаться и достигнет исторически самого низкого уровня.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !