Стагнация в латвийской экономике уже скорее выглядит как легкая рецессия. К тому же сохраняется геологическая нестабильность. Поэтому банковские эксперты ухудшили прогноз развития экономики Латвии на будущий год.
Прогноз банка Swedbank
Swedbank прогнозирует сокращение экономики Латвии в этом году на 0,3%, в то время как в августе прогнозировался рост валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 0,9%, говорится в последнем экономическом обзоре банка.
Прогноз роста на 2025 год был снижен с 2,6 до 2,4%, а на 2026 год - с 2,9 до 2,8%.
В Латвии прогноз среднегодовой инфляции на этот год был снижен до 1,3% по сравнению с прогнозом в 1,5% в августе. Прогноз Swedbank на следующий год составляет 2,6%, а на 2026 год прогноз среднегодовой инфляции снижен с 2,8 до 2,5%.
Между тем, в Эстонии Swedbank ожидает, что ВВП в этом году упадет на 0,8% по сравнению с прогнозируемым ранее снижением на 0,6%, при этом прогноз роста ВВП на 2025 год был сохранен на уровне 1,5%, а на 2026 год - на уровне 2,5%.
Прогноз среднегодовой инфляции в Эстонии на этот год сохранен на уровне 3,7%, прогноз среднегодовой инфляции на 2025 год снижен с 4,4% до 4,3%, а прогноз инфляции на 2026 год сохранен на уровне 3,5%.
В Литве прогноз роста ВВП на текущий год был повышен с 2,2% до 2,4%, прогноз на 2025 год - с 2,8% до 3%, а прогноз на 2026 год - сохранен на уровне 2,5%.
В то же время прогноз среднегодовой инфляции в Литве на этот год снижен с 0,9 до 0,7%, на 2025 год - с 2,8 до 2,7%, а на 2026 год - с 2,5 до 2,7%.
В обзоре говорится, что затянувшаяся стагнация в латвийской экономике после публикации новейших данных и ревизий уже скорее выглядит как легкая рецессия. Прогнозы приходится уменьшать, однако общая оценка резко не поменялась - если смотреть в контексте двух-трех лет, латвийская экономика была весьма "плоской".
Инфляция в Европе и в Латвии нормализовалась, а это означает, что устанавливаемые Европейским центральным банком процентные ставки продолжат сокращаться.
Влияние президентских выборов в США
Исход выборов в США усилил неопределенность в глобальной экономике, он будет тормозить восстановление мировой торговли, а также приумножать геополитические риски. Ни один из этих аспектов не идет на пользу экономике Латвии.
В опросе отмечается, что "дела в мировой экономике выглядят пестрыми". Данные за третий квартал свидетельствуют, что США среди развитых крупных стран по-прежнему может гордиться усилением экономического роста. Инфляция изрядно отступила, что позволило Федеральной резервной системе США уже дважды снижать процентную ставку.
Итог выборов в США делает будущее весьма неясным. Тройная победа республиканцев (президент, Сенат и, скорее всего, Палата представителей) означает, что у президента Трампа будет мало препятствий для внедрения приоритетов своей политики. Вопрос лишь один - в какой степени сам Трамп захочет реализовывать свои предвыборные планы.
Большая часть объявленных во время предвыборной кампании политических направлений, если они будут внедрены, скорее всего, приведут к стремительному росту цен в США; некоторые могут оказать неблагоприятное влияние и на долгосрочный рост США. Решения Трампа, конечно, оставят свой след и на мировой экономике. Повышение тарифов будет означать замедление глобальной торговой активности, а это для открытых экономик, к которым относятся еврозона и, в частности, Латвия, не очень хорошие новости.
Рост экономики еврозоны в третьем квартале положительно удивил, признает Swedbank. ВВП Германии немного вырос, чему способствовал рост внутреннего потребления. Потребление домохозяйств в ближайшем будущем станет главным двигателем роста в еврозоне, поскольку мы видим, что реальные зарплаты и трудоустроенность растут, а состоятельность домохозяйств повышается.
Инфляция в еврозоне сейчас низкая, прогнозы свидетельствуют об умеренной инфляции и в будущем. Ставки ЕЦБ уже три раза уменьшались, и курс на снижение продолжится также в следующем году. Ставка по депозитам овернайт ЕЦБ, за которой тесно следует EURIBOR, сократится до 1,75% в сентябре следующего года. ВВП еврозоны в этом году еще медлительный (0,8%). В следующем году благодаря в том числе снижению процентных ставок он будет расти быстрее (1,3%), а вот прогнозы на 2026 год уменьшены (1,2%) с предположением о том, что в США будут введены новые импортные тарифы, которые негативно повлияют на экспорт и рост экономики еврозоны.
Данные латвийского экспорта и товаров, и услуг в последние месяцы менее пессимистичные, чем раньше, и появляются отдельные лучи надежды. Однако в 2024 году в целом экспорт сократится. С учетом того, что рост и в еврозоне, и на таких важных рынках, как Швеция и Норвегия, в следующем году будет быстрее, чем в этом, в 2025 году мы ожидаем несколько лучших времен для экспорта. Позитивный факт в том, что менее пессимистичным стало настроение предприятий, работающих в обрабатывающей промышленности, и согласно последним данным оценка экспортных заказов улучшилась.
Однако до устойчивого роста еще длинный путь. Спад процентных ставок поможет активизировать строительство жилья в странах, являющихся нашими экспортными партнерами, но раскачивание будет постепенным. К тому же ожидается, что Трамп хотя бы частично введет обещанные импортные тарифы, что не только окажет негативное влияние на еврозону, но и уже сейчас заставляет уменьшить прогнозы латвийского экспорта на 2026 год. Влияние может быть как на прямой латвийский экспорт в США, так и на производимые латвийскими предприятиями компоненты, которые позже в составе готовых товаров экспортируются в США из других европейских стран. На ослабление общего латвийского экспорта может повлиять и косвенный эффект - снижение роста европейской экономики.
В ближайшее время наибольший потенциал для стимулирования роста латвийской экономики имеет потребление. Рынок труда держится хорошо - безработица немного выросла по отношению к прошлому году, однако в целом остается низкой. Средняя зарплата брутто в этом году покажет рост на 8,7%. В следующем году темп прироста зарплат будет медленнее и потому, что мы видим вызванное слабостью экономики торможение прироста зарплат в частном секторе, и потому, что повышение фонда зарплат в публичном секторе будет ограничено до 2,6%.
Средние зарплаты брутто вырастут на 6,0% в 2025 году и на 7,0% в 2026 году, когда экономика уже будет сильнее. В свою очередь, благодаря изменениям налогов на рабочую силу зарплаты нетто в следующем году могут расти даже на два процентных пункта быстрее, чем зарплаты брутто. В свою очередь, инфляция в Латвии в этом году будет очень низкой (1,3%), а в следующие пару лет она тоже останется умеренной (2,6% и 2,5% соответственно в 2025 и 2026 годах). Прогнозируемая умеренная инфляция в комбинации с резким ростом зарплат нетто и устойчивым рынком труда означает, что покупательная способность домохозяйств продолжит расти.
Однако способность покупать еще не значит желание покупать. С одной стороны, уверенность потребителей в своей финансовой ситуации находится на восходящей тропе. После длительного периода пессимизма сейчас жители чувствуют себя на среднем историческом уровне и в точности, как перед полномасштабным вторжением России в Украину. С другой стороны, осмотрительность домохозяйств в плане их трат сохраняется.
После пережитых в этом году задержек и неурядиц с фондами ЕС и другими публичными инвестициями на следующий год мы прогнозируем повышение активности публичных инвестиций, в том числе благодаря инвестициям в оборону. Прогнозируется, что в следующем году начнется возобновление экономического роста, а спад ставок ЕЦБ позволяет надеяться, что и активность частных инвестиций должна начать восстанавливаться. Уже в этом году, когда процентные ставки ЕЦБ начали свой путь на снижение, в кредитовании наблюдается усиление роста активности.
К сожалению, ряд факторов определяют, что в плане инвестиций со стороны частного сектора и особенно предприятий в следующем году, скорее всего, мы еще не увидим существенного роста. Во-первых, выбор на должность Трампа указывает на то, что геополитическая неясность в нашем регионе остается очень высокой. Во-вторых, хотя в следующем году экономика будет расти, она в целом слабее, чем ожидалось. В-третьих, скорее всего, кредитованию будут препятствовать "взносы солидарности" банков, которые выдаются за способствующие кредитованию.
К взносу солидарности будет применяться скидка, если банк будет наращивать кредитование как минимум в 1,75 раз быстрее, чем прогнозируемый (а не фактический) Министерством финансов прирост ВВП в соответствующий год. Это означает, что для того, чтобы банк квалифицировался хотя бы для малейшей скидки, в 2025 году объем его кредитования должен вырасти минимум на 10,3%. Подобный темп кредитования в период после финансового кризиса не наблюдался. К тому же желания сейчас резко наращивать инвестиции в частном секторе очевидно не хватает, особенно - на фоне по-прежнему медленной экономики. Это приводит к мысли, что такая цель при применении ответственной политики рисков для крупных игроков отрасли, скорее всего, недостижима. К тому же, в отличие от литовского подхода, в базу взноса солидарности будет включено и новое кредитование. Это означает, что если упомянутая ранее очень амбициозная цель кредитования не будет достигнута, выдача новых кредитов фактически будет караться.
Банку понятна необходимость в дополнительных бюджетных средствах, однако нынешнее законодательное решение не только не будет способствовать, но может даже существенно препятствовать возобновлению кредитования и частных инвестиций. В долгосрочной перспективе это не пойдет на пользу латвийской экономике, которой уже и так не хватает инвестиций. Желанию инвестировать способствуют забота о росте экономики и спроса, надежная и предсказуемая среда предпринимательства, низкая бюрократическая нагрузка и предсказуемая налоговая политика.
Прогноз банка SEB
Банк SEB ожидает, что экономика Латвии в этом году сократится на 0,4%, в то время как в августе прогнозировался рост на 0,8%, говорится в последнем экономическом обзоре банка Nordic Outlook.
В то же время прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) Латвии на следующий год снижен с 2,2% до 1,8%, а прогноз ВВП на 2026 год - с 2,5% до 2,2%, что означает самый медленный рост среди стран Балтии в Латвии в ближайшие два года.
В то же время SEB не изменил прогноз среднегодовой инфляции в Латвии на этот год, сохранив его на уровне 1,4%, на следующий год прогноз среднегодовой инфляции был снижен с 2,4% до 2%, а на 2026 год он был сохранен на уровне 2,1%.
В литовской экономике SEB по-прежнему прогнозирует рост на 2,4% в этом году, прогноз роста ВВП на 2025 год был повышен с 2,6 до 2,8%, а в 2026 году ожидается рост экономики на 2,9%.
В то же время прогноз среднегодовой инфляции в Литве на этот год был снижен с 1,2% до 0,8%, на следующий год - с 3% до 2,7%, а на 2026 год прогноз остается на уровне 2,7%.
В экономике Эстонии аналитики SEB прогнозируют сокращение экономики на 0,9% в этом году по сравнению с 0,7% ранее, прогноз роста ВВП на 2025 год снижен с 2,5% до 2,2%, а прогноз на 2026 год повышен с 2,7% до 2,8%.
В то же время прогноз среднегодовой инфляции в Эстонии на этот год был повышен с 3,8 до 3,9%, прогноз среднегодовой инфляции на 2025 год - с 3,5 до 3,8%, а прогноз среднегодовой инфляции на 2026 год - снижен с 3 до 2,6%.