За нарушение санкций ЕС в Латвии судят белорусского бизнесмена, который приехал сюда после протестов белорусской оппозиции в 2021 году и получил временный вид на жительство как перспективный стартапер. Как сообщает программа Латвийского телевидения de facto, основатель компании Nordwoc Игорь Медведь выразил готовность признать свою вину, и, если будет достигнута договоренность с прокурором, ему грозит реальный тюремный срок.
После того как четыре года назад Александр Лукашенко сохранил власть на президентских выборах в Беларуси, страну охватили массовые протесты, и многие компании, в том числе технологические, выразили желание переехать в другие страны.
"Европейские страны фактически начали конкурентную борьбу за привлечение этих компаний. В том числе и Латвия, где с 2017 года действовал Закон о поддержке стартапов, для нас это было важно", - заявил заместитель директора департамента коммуникации и информации Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Янис Ковалевскис.
Идеи предприятий оценивало LIAA, свою проверку проводило и Управление по делам гражданства и миграции (PLMP). После оценки всех предложений в 2021 году были отобраны 16 кандидатов, в том числе компания Nordwoc. Игорь Медведь получил временный вид на жительство в феврале 2021 года и в том же месяце основал компанию Nordwoc с юридическим адресом в Старой Риге.
Как рассказала программе представитель отдела поддержки стартапов LIAA Юлия Баумане, эта компания получила экспортную поддержку от LIAA, участвовала в выставке и подала заявку на налоговую скидку, которую не получила.
Латвия привечала предпринимателей, у которых были проблемы с режимом Лукашенко. Но, судя по выводам независимого Белорусского центра расследований, компании Игоря Медведя в предыдущие годы активно поставляли различного рода оборудование и механизмы подконтрольным государству учреждениям. Кроме того, им удавалось выигрывать конкурсы без реальной конкуренции и с товарами, которые значительно дороже по сравнению с ценами на свободном рынке.
"Он поставлял высокотехнологичное оборудование предприятиям белорусского ВПК. Обычно это были действительно специфические редкие машины. Поставлял он их через конкурсы с фиктивной конкуренцией с его же собственными предприятиями. И еще одна характерная черта почерка Игоря Медведя - у него очень много предприятий. У него более десяти компаний в разных странах, поэтому проследить, насколько он с ними связан, непросто", - рассказал программе руководитель Белорусского расследовательского центра Станислав Ивашкевич.
Судя по обвинению, и после переезда в Латвию Игорь Медведь не разорвал связь с Беларусью через компанию Nordwoc.
В прошлом году Служба госбезопасности (СГБ) возбудила уголовный процесс по подозрению в обходе европейских санкций путем поставки неразрешенных товаров в Беларусь. Игорь Медведь находится под арестом с марта прошлого года.
Перед заседанием суда оба его адвоката называли обвинение необоснованным.
"Считаю, что обвинение совершенно необоснованно, поскольку понятно, что произошедшие преступления никаким образом не связаны напрямую ни с Игорем Медведем, ни с SIA Nordwoc, потому что товар был законно вывезен в Китай с разрешения Министерства иностранных дел… Фактически в этом случае латвийские прокуроры и другие европейские обвинители могли бы поехать в Китай и арестовать там всех китайцев,", - заявил программе адвокат Янис Стренцис.
В МИД не ответили на вопрос, было ли такое разрешение, но подчеркнули, что компания Nordwoc не запрашивала, а МИД не выдавал ни одной лицензии на экспорт товаров стратегического значения.
На судебном заседании адвокаты были уже уступчивы и не возражали против соглашения с прокурором. Помимо Медведя, обвиняется также его бывший сотрудник Артемий Фалилеев, который в течение месяца был членом правления Nordwoc. Третий обвиняемый, Вячеслав Ариканов, был главой подконтрольной Медведю чешской компании Theseus Lab. Ариканов на заседание суда не явился, и суд решил выделить против него отдельный уголовный процесс.
Присутствовавшие обвиняемые выразили готовность признать вину. В одном из эпизодов компанию Nordwoc подозревают в поставке в 2022 году в Беларусь санкционного продукта - промышленного робота. Согласно обвинительному заключению, зная, что европейское регулирование запрещает подобные поставки, Медведь, Фалилеев и Ариканов решили использовать в качестве посредника китайскую компанию Shenzen Tianqi Technology Trading Co, связанную с Медведем и Арикановым через Theseus Lab.
В ходе расследования выяснилось, что сначала робот был отправлен самолетом из Риги в Китай, а затем по железной дороге конечному получателю - компании "Брестский научно-технологический парк". За это Nordwoc получила 181 тысячу евро на счет в белорусском "Белгазпромбанке".
Как рассказал прокурор Каспар Згирскис, второй эпизод касается перемещения товаров стратегического значения через границу Латвийской Республики в Беларусь. Речь идет о двух вытяжных шкафах немецкого производства для высоких химических и термических нагрузок, которые используются, например, в лабораториях.
Как полагает обвинение, эти товары были доставлены компанией Nordwoc в январе прошлого года немецкой компании ZWOD Vertriebs und Logistik GmbH, а затем следовали уже известным маршрутом - в ту же китайскую компанию, а весной прошлого года - в белорусское предприятие "Планар". За товары было уплачено 74 000 евро. Как выяснили белорусские журналисты, в 2019 году чешская компания, связанная с Игорем Медведем, поставила товара на сумму 2,5 миллиона долларов компаниям того же белорусского холдинга.
Соглашение с прокурором пока не утверждено. Прокурор требует для Игоря Медведя двух лет лишения свободы, штрафа в 225 тысяч евро и конфискация имущества на сумму 30 тысяч евро, а также конфискации долей капитала компании Nordwoc.
Комментируя желание Медведя договориться о наказании, адвокат Марис Грудулис сказал программе: "Если бы вас держали под арестом два года, вы бы тоже писали аргументы о том, что преступления не было, юридически обоснованные нормами закона аргументы, но суд шесть раз не дал ответа на эти аргументы. И понимая, что суд будет проходить в таком же духе и вы проведете под арестом гораздо больше лет, чем по этому соглашению с прокурором, вы бы тоже признали свою вину".
Для Фалилеева прокурор требует условного срока. Прокурор Каспарс Згирскис обосновал это так: "Во втором случае учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Учитывается также, что лицо сотрудничало до суда, помогало предоставить информацию, которая помогла раскрыть преступление".
de facto известно, что вид на жительство Медведю был аннулирован PMLP два года назад. Статистика показывает, что именно по программе стартапов часто отказывают в видах на жительство из-за жесткого контроля. В этом году из 29 заявок PMLP отказало в десяти случаях.
"Стартапы постоянно находятся в нашем поле зрения. Потому что, мы считаем, по этому проекту проще всего получить вид на жительство. Как говорится, бумага все стерпит, и с помощью искусственного интеллекта написать можно все что угодно", — сказала руководитель PMLP Майра Розе.
Сейчас в Латвии по программе виз для стартапов работают 44 предпринимателя из Турции, Ирана, Нигерии, Индии и других стран за пределами ЕС. Последние два года Латвия не рассматривает претендентов из России, однако заявки от белорусских компаний продолжают приниматься. Что касается проверок безопасности, то здесь LIAA полагается на PMLP и правоохранительные органы.
В Службе госбезопасности заявили, что проверяют граждан Беларуси и других рискованных стран, которые запрашивают визы или виды на жительство в Латвии. В том числе проверке подверглись и те бизнесмены, которые переехали в Латвию с 2020 года из-за нестабильной ситуации в Беларуси.