Латвийский союз свободных профсоюзов (LBAS) считает, что настало время пересмотреть норму рабочего времени. Рабочая неделя не должна превышать 38 часов.
Союз направил письмо в Министерство благосостояния с предложением рассмотреть этот вопрос на заседании Трехстороннего совета по трудовым вопросам (DLTSA).
Вопрос о сокращении рабочего времени поднимался уже несколько раз. Последняя коллективной заявление граждан Латвии было рассмотрено Комитетом по социальным и трудовым вопросам Сейма 1 февраля 2023 года, где было принято решение о дальнейшей оценке гибкого рабочего времени и его применения.
В настоящее время идет разработка поправок к Закону о труде. Инициатива позволит работодателям и работникам договориться о четырехдневной рабочей неделе, сохранив при этом 40-часовую рабочую неделю. LBAS считает, что поправки допускают гибкий график работы, однако необходимо пересмотреть еженедельную и ежедневную норму рабочего времени и оценить ее сокращение до 38 часов в неделю без снижения оплаты труда, что и было целью коллективного заявления.
Условия занятости должны быть адаптированы к рынку труда, технологическому развитию и требованиям работников, поэтому другие страны идут по пути сокращения рабочего времени. Правительство Испании только что утвердило план по сокращению рабочей недели до 37,5 часов без каких-либо потерь в оплате труда работников. В Исландии с 2019 года введена 36-часовая рабочая неделя, которую в настоящее время используют или имеют право использовать 86% работников.
Считается, что сокращенная рабочая неделя также способствует гендерному равенству на рабочем месте. Португалия осуществила пилотный проект по введению четырехдневной рабочей недели при поддержке правительства. В этой 6-месячной пилотной программе, начавшейся в июне 2023 года, приняли участие 41 предприятие частного сектора и более 1 000 сотрудников, что привело к сокращению фактического количества рабочих часов в неделю на 11,3% - с 41,1 до 36,5 часов. Аналогичные тесты проведены и в других европейских странах, таких как Германия и Великобритания, и дали схожие результаты.
Исследования показывают, что основной принцип 4-дневной рабочей недели вполне осуществим и что количество рабочих часов в неделю может быть сокращено без ущерба для продуктивности и оборота предприятия. Исследование KANTAR подтвердило, что 41% сотрудников за последний год испытывали признаки "выгорания" на работе. В частности, состояние здоровья также указывает на то, что существующий режим рабочего времени не соответствует темпу современной жизни.
LBAS указывает, что за 22 года, когда был принят закон о труде, темп и условия труда значительно изменились, и в связи с этим должна измениться правовая база. Сокращение рабочего времени повысит производительность труда, удовлетворенность сотрудников, улучшит эффективность рабочих процессов, уменьшит дискриминацию женщин, поскольку именно на них лежит большая ответственность за повседневную заботу о детях, и будет способствовать участию женщин в рынке труда, повышению благосостояния сотрудников и улучшению баланса между работой и личной жизнью.
Статья 131 Закона о труде гласит, что нормальная продолжительность ежедневной работы работника не может превышать восьми часов, а нормальная продолжительность еженедельной работы не может превышать 40 часов. Только в исключительных случаях нормальная продолжительность рабочего времени работников, чья работа связана с особым риском, не может превышать семи часов в день и 35 часов в неделю при условии, что они заняты на этой работе не менее 50 процентов своего нормального ежедневного или еженедельного рабочего времени. Кабинет министров может также определить нормальную продолжительность рабочего времени для других категорий работников. Как правило, для работников с нормальной продолжительностью рабочего времени устанавливается пятидневная рабочая неделя.