В 1997 году в японском городе Киото был подписан так называемый Киотский протокол. Его суть в том, что крупные индустриально развитые страны обязались сократить выбросы углекислого и других газов, которые способствуют созданию "парникового эффекта". Чтобы добиться этого сокращения, можно прикрыть производство, можно больше внимания уделять очистке выбросов, а можно просто получить разрешение на загрязнение атмосферы.
Стоит отметить, что любая страна имеет право на выброс определенного количества углекислого газа. Странам, технологически неразвитым, просто нечем засорять окружающую среду, поэтому они вполне могут продать более развитым государствам свое право загрязнять воздух. Мало кто удивится, узнав, что Латвия относится именно к странам, обладающим потрясающим товаром, который нужен очень многим и который она сама использовать не может. Чтобы узнать, насколько реально нашему государству получить деньги за бездействие, "Телеграф" обратился к главному референту отдела, отвечающего за качество окружающей среды при Министерстве защиты среды и регионального развития, Ингриде Апене.
Углекислые миллионы
Как рассказала г-жа Апене, чтобы узнать, сколько "грязи" государство может выбросить в атмосферу, берется так называемый базовый год, по которому и проводится вычисление. В Латвии этим годом стал 1990-й, а в результате всех сложных подсчетов выяснилось, что за период с 2008 по 2012 годы наша страна может выбросить в атмосферу около 30 млн. тонн СО2 (углекислый газ). Как призналась г-жа Апене, даже если мы будем сильно стараться, то не сможем использовать свою возможность хотя бы наполовину. А значит у нас есть реальный шанс заработать деньги, продав свое право запачкать чистое небо. Кстати говоря, по данным г-жи Апене, шанс совсем неплохой, потому что право выбросить одну тонну СО2 стоит около 6,5 USD. А значит, даже если Латвия продаст только половину причитающихся ей квот, бюджет страны пополнится почти на сто миллионов латов. Но пока, опять-таки по словам г-жи Апене, никаких предложений приобрести право на выброс СО2 от крупных стран-загрязнителей атмосферы не поступало. Возможно, виной тому тот факт, что протокол расс читан на будущее, т.е. до 2008 года правом воспользоваться нельзя. А может дело в том, что в год выборов никто из политиков не хочет брать в свои руки проект, который может затянуться. Так что, по мнению Апене, что-то можно будет сказать более точно только ближе к концу года.
Помоги ближнему…
Впрочем, есть и другой способ заработать на своих квотах. Возможна такая ситуация, когда зарубежный инвестор вкладывает деньги в развитие латвийского предприятия и тем самым улуч- шает производство, вследствие чего следует снижение количества выбрасываемых загрязнений. И тогда существует возможность продать полученную разницу. Это не будет считаться продажей имеющихся в наличии у государства квот вообще. Это реализация образующейся при помощи инвестора разницы, которой нет в проекте. Важно то, что подобного рода проект уже реализуется в Лиепае. Пока нельзя сказать, насколько удастся сократить количество выбросов в атмосферу посредством зарубежных инвестиций. Также трудно сказать, кому достанутся квоты, потому что в проекте принимают участие инвесторы из разных стран. Создан так называемый международный фонд, в который вошли банки разных государств. Инвестиции на сегодняшний день составили уже около 1,5 млн. Ls. Так что, возможно, Лиепайский проект по переработке отходов будет первой, но не последней возможностью для Латвии заработать денежки на собственной экономической отсталости, а заодно немного развиться.