Напомним, что свыше 100 млн. латов средств Krājbanka были заложены на корреспондентских счетах в банках СНГ, Meinl Bank в Австрии, East-West Bank в Люксембурге и VTG Bank AG в Австрии. В первую очередь это касалось российских банков "Инвестбанк" и "Сберкред".
"Если говорить об обычной процедуре аудита, то при проверки обычно достаточно запросить, есть ли остаток на корреспондентском счету, и совпадает ли он с указанными в документах. Но как только мы попросили Krājbanka перечислить деньги, моментально выяснился факт существования финансового залога, которые не был зафиксирован в латвийской бухгалтерии", – пояснил в передаче Sastrēgumstunda заместитель руководителя Комиссии по рынку финансов и капитала Янис Бразовскис.
Издание опросило экспертов, которые уверяют, что описанная схема в Латвии не применялась. Но из неофициальных бесед известно, что такой "трюк" популярен, так как выявить его очень трудно. Обнаружить схему можно лишь в тот момент, когда "разрушается" один из участков цепи, например, начинается уголовный процесс и при обыске обнаруживаются документы о нелегальных сделках. А с помощью административных методов, которые имеются в распоряжении комиссии, полностью исключить такие ситуации невозможно, признается Бразовскис.
Он уже говорит, что 100-процентно защитить себя от махинаций невозможно, но пообещал, что комиссия предложит более строгие требования по надзору за финансовыми учреждениями и действиями их акционеров.