Общественная организация, которую представляет член рабочей группы по портам Партии реформ Затлерса (ПРЗ) Айвис Ландманис, предложила Министерству сообщения выставить на биржу акции управлений свободных портов Риги и Вентспилса, рассказала передача TV3 "Ничего личного".
Это предложение было отклонено, но Ландманис от своей идеи не отказался и добивается принятия ее Сеймом. По сведениям передачи, уже известно о нескольких потенциальных покупателях. Например, в 2010 году группа китайских предприятий HNA выражала заинтересованность в приобретении airBaltic, аэропорта Rīga и Управления Рижского свободного порта. В то же время Рижским портом интересовалась компания ОАЭ Dubai Port World, однако закон тогда не позволял продавать порты.
Для изменения закона о портах в Минсообщения по инициативе ПРЗ создана рабочая группа. Партия отозвалась на жалобы Американской торговой палаты и так называемых вентспилсских оппозиционных предпринимателей, которых в рабочей группе представляет общество Baltijas asociācija – transports un loģistika, возглавляемое депутатом Вентспилсской думы Ландманисом. Организация предложила капитализировать управления больших портов и продавать их акции на бирже.
"По нашему мнению, это способ сделать работу портов менее политизированной и более открытой. Это означает, что будет биржевой инструмент, позволяющий миноритарным акционерам требовать различных отчетов, чтобы избежать растраты денег", - объяснил Ландманис передаче.
В свою очередь глава комиссии Сейма по народнохозяйственной и региональной политике, член ПРЗ Вячеслав Домбровский к инициативе о приватизации портов относится сдержанно. Во-первых, нужны аргументы, что это позволит улучшить работу портов, и гарантии, что привлечение частного инвестора не приведет к новым конфликтам интересов. По его словам, речь идет о том, "кто владеет инфраструктурой и как будут ею управлять".
Министр защиты среды и регионального развития Эдмунд Спруджс согласен с Домбровским, а министр сообщения Айвис Ронис сказал твердое "нет" приватизации портов. По его мнению, нынешняя модель управления - местные власти совместно с правительством - работает очень хорошо.