1147675
Fоtо: PantherMedia/Scanpix
Вопреки пессимистичным прогнозам Банка Латвии первый квартал 2012 года латвийская экономика завершила весьма бодро: число безработных сокращается, оборот внешней торговли растет, а план налоговых поступлений перевыполнен на 12,8%. Что это: желанные признаки долгосрочного роста или статистический обман?

Портал Delfi при помощи экспертов попробовал разобраться в ситуации.

Почему Римшевич твердит об урезаниях?

За три месяца с начала года в основной бюджет Латвии в качестве налогов поступили 492,8 млн. латов, что на 25% превышает аналогичный показатель прошлого года. Наибольший прирост был зафиксирован при сборе подоходного налога с предприятий (+33,8% по сравнению с первым кварталом 2011-го), НДС (+30,6%) и акцизного налога (+12,2%).

По расчетам Министерства финансов, такие темпы развития экономики позволят избежать дополнительного урезания бюджетного дефицита, о котором до сих пор, не переставая, твердил глава Банка Латвии Илмар Римшевич.

«Банк Латвии постоянно дает заниженные прогнозы: в прошлом году он прогнозировали прирост ВВП на 2%, а в итоге получилось больше 5%. Такой консерватизм – это уже правила игры», – заявил порталу Delfi член Народнохозяйственной комиссии Сейма Дзинтарс Закис («Единство»).

В экспертных кругах дают более развернутое объяснение постоянным промахам Центробанка: Римшевич, чей срок полномочий истекает в ноябре 2013-го, хочет любой ценой подвести Латвию к вступлению в еврозону. С учетом выбранного курса монетарной политики («стабильный лат») влиять на зависимых от рейтингов министров он может только одним способом – публичным запугиванием. Даже после оглашения итогов первого квартала Римшевич призвал «не расслабляться».

По прогнозам Банка Латвии, прирост ВВП в 2012 году не превысит 1,3%, правительство Валдиса Домбровскиса со своей стороны надеется на 2%.

Спекулянты ушли, проблемы остались

Успехи первого квартала экономисты объясняют стечением обстоятельств. Позитивная динамика в статистике Латвии стала возможной во многом благодаря ослаблению спекулятивного натиска на евро и европейские ценные бумаги, считает финансовый аналитик Гирт Рунгайнис.

«Усиленное давление англосаксонских спекулянтов создавало впечатление, что вся Европа, и в том числе Латвия, находится в огромной зоне риска. Но европейская экономика в данный момент самая крупная экономика в мире, и ее состояние намного лучше, чем у экономики США», – заявил Рунгайнис в интервью порталу Delfi.

По мнению эксперта, латвийские предприниматели тоже вынесли полезный урок из кризиса – они планируют бизнес более рационально, предпочитая заниматься производством и экспортом, а не спекуляциями на рынке недвижимости.

Экономист Янис Ошлейс проявляет больше скепсиса: судить о долгосрочности развития нужно не по абсолютной величине ВВП, а по его структуре. «В конце прошлого года у нас произошел существенный прирост из-за того, что мы стали потреблять больше импортных товаров. Это означает, что мы продолжаем жить на чужие деньги, и радоваться тут нет смысла», – указал Ошлейс в разговоре с Delfi.

ЦСУ пока не обобщило точные данные прироста ВВП, но даже итоги деятельности отдельных отраслей за первые два-три месяца дают основание для размышлений.

Люди снова потянулись в магазины

Общая стоимость оборота внешней торговли Латвии за первые два месяца текущего года составила 2,211 млрд. латов. Это на 19,7% больше, чем годом ранее. Однако негативный баланс также растет: объем экспорта в январе-феврале увеличился на 14,6%, объем импорта – на 23,9%.

Проблема диверсификации рисков по-прежнему актуальна: пока в страны ЕС уходит 70% латвийского экспорта.

Между тем, оборот латвийских предприятий розничной торговли за первые два месяца этого года в сравнительных ценах увеличился на 12,6% по сравнению с тем же периодом 2011-го. Примечательно: непродовольственный сектор в этом году растет намного активнее, чем продовольственный (21% против 4,4%). Оборот предприятий, торгующих автомобилями и мотоциклами, также увеличился на 9,4%.

«Оживление действительно заметно. И если в прошлом году прирост происходил в основном за счет категории покупателей «эконом плюс», то сейчас тратить больше начинают и люди более скромного достатка», – рассказал порталу Delfi президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич.

Рынок недвижимости: на фронте без перемен

В первом квартале этого года стоимость квартир в серийных домах в Риге впервые после кризиса начала расти. По данным компании Latio, прирост составил 1,4% до 583 евро за кв. метр. По версии конкурентов из Arco Real Estate, динамика измеряется в параметрах 1,6% и 592 евро.

Однако дальнейшего скачка цен эксперты не ожидают. Местные жители ограничены в финансовых ресурсах, из-за чего вынуждены брать жилье в аренду, а не покупать. Число желающих продать квартиру, наоборот, растет. Как сообщает Arco Real Estate, за март объем предложений по Риге увеличился на 6,8% (в центре столицы – на 11,5%).

Согласно данным Земельной книги, за два месяца в Риге было совершено более тысячи сделок. Примерно 10% из них – это купля-продажа квартир в новых проектах, говорится в обзоре Latio.

«Как и в прошлом году, активность заметна в основном в сегменте инвесторской недвижимости, то есть в Юрмале и центре Риги, – подтвердил тенденцию в разговоре c Delfi глава компании недвижимости Nīra fond Вадим Марков. – Какие-то сделки с серийными квартирами происходят. Но их немного. У людей нет денег».

Банки: касса закрыта

В феврале общий кредитный портфель латвийских банков похудел на 0,9%, или на 112,2 млн. латов. В среднем с середины 2011 года банки ежемесячно выдают новые кредиты на сумму 150 млн. латов.

В феврале в экономику было запущено 151,6 млн. латов: больше половины (86,6 млн. латов) – на развитие латвийских предприятий, еще треть (48,5 млн. латов) ушли к нерезидентам, и лишь 8% кредитных ресурсов (12,3 млн. латов) – местным жителям, в основном на покупку или ремонт жилья. Наиболее охотно банки кредитуют сейчас транспортную отрасль, сектор складских услуг, страховой бизнес и энергетику.

В целом с конца 2008 года кредитный портфель латвийских банков уменьшился более чем на 20%. «Банки каждый квартал изымают деньги из экономики, что естественно отражается на темпах развития бизнеса», – пояснил Гирт Рунгайнис.

Между тем объем «плохих кредитов» последние месяцы остается неизменным. В феврале этого удельный вес кредитов с просроченными более чем на 90 дней платежами составлял 17,4%, свидетельствуют данные Комиссии рынка финансов и капитала.

Рынок труда: кризис в разгаре

В конце марта на Бирже труда были зарегистрированы 132 158 человек, что на 1255 человек меньше, чем в начале месяца. Таким образом, уровень безработицы на конец первого квартала составлял 11,7% от экономически активного населения, сообщило Госагентство занятости.

Профессор Латвийского университета, эксперт по рынку труда Михаил Хазан считает, что опубликованный показатель занижаeт масштаб проблемы. «Госагентство занятости использует предоставленные Статуправлением устаревшие данные о численности экономически активного населения. Если пересчитать показатель с учетом результатов последней переписи населения, a также эмиграции за прошлый год, то получается, что фактический уровень зарегистрированной безработицы в стране составляет 13,2%», – пояснил Хазан в интервью порталу Delfi.

Позитивную динамику в цифрах профессор также комментирует осторожно: по сравнению с первым кварталом 2011 года число официальных безработных действительно сократилось на 30 тысяч человек (минус 3 процентных пункта), однако 30-35 тысяч жителей за этот же период из Латвии эмигрировали. «Мы не можем утверждать, что среди уехавших были только безработные, но понятно, что говорить о больших экономических достижениях еще нельзя», – отметил Хазан.

Статистика пока умалчивает, сколько именно рабочих мест было создано в Латвии за первые три месяца. В базе данных Госагентства занятости на конец первого квартала насчитывалось около 3 тысяч свободных вакансий, но это почти в шесть раз меньше, чем в 2007-м. «На одну вакансию приходится 44 безработных: это, конечно, лучше, чем год назад (64), но если вспомнить, что в 2007-2008 годах в это время было всего 4 безработных на каждую вакансию, становится ясно, что на рынке труда ни о каком конце кризиса речи пока не идет», – заключил эксперт.

Чаще всего работодателям сегодня требуются подсобные рабочие, продавцы, повара, уборщики, монтеры. В 2011 году наибольший в процентном выражении прирост занятости наблюдался в таких отраслях, как леснoе хозяйство, металлообработка, гостиничный бизнес, IT-технологии и телекоммуникации, переработка кожи, фармацевтика.

Число длительных безработных сохраняется в Латвии стабильно высоким на протяжении последних двух лет. По оперативным данным, 56 тыс. человек, или 42,6% от всех зарегистрированных на Бирже труда, не могут найти работу в Латвии уже больше года.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !