С учетом поступивших запросов на получение дополнительных средств из госбюджета в 2014 году, правительству, скорее всего придется отказаться от ранее обещанного снижения ставки подоходного налога с населения (ПНН) с 24% до 22%, в интервью порталу DELFI признал министр финансов Андрис Вилкс ("Единство").
Высказывания некоторых министров и экспертов МВФ о том, что правительству придется отказать от снижения ПНН, встревожили организации бизнесменов? Насколько обоснованны эти волнения?
Я считаю, что очень трудно прогнозировать столь существенное снижение ПНН в следующем году. Я бы сам очень этого хотел, считаю, что это очень хорошая инициатива, но если мы хотим снизить налоговое бремя и стимулировать занятость, то, по-моему, важнее повышать размер необлагаемого налогом минимального дохода и увеличивать льготы за иждивенцев. Это тоже очень значимый жест. Бизнесмены это почувствуют.
Если сейчас речь идет о том, что государство будет быстрее снижать налоги или быстрее повышать необлагаемый минимум, это означает, что бизнесмены смогут не так значительно повышать зарплату. Давление на рост зарплат сейчас очень большое. Конечно, любой такой шаг со стороны государства позволит бизнесменам практически не менять размер зарплаты.
К тому же, уже ранее я говорил, что снижение ПНН на пять процентных пунктов за три года – это очень быстро.
Но этот график утвержден в тексте закона о ПНН!
Да, но я уже в прошлом году говорил, что такое снижение выглядит слишком быстрым. И Домбровскис (премьер-министр Валдис Домбровскис) тоже протестовал. Мы, зная ситуацию, понимая, что во многих сферах были урезаны расходы и зарплаты у многих – на докризисном уровне, уже говорили, что предлагать столь стремительное понижение ПНН – нереально. Это продавленное требование, продавленное партией "реформистов" требование... Мы все согласились, что налоги надо снижать, но те так быстро!
Получается, что по-вашему, запланированное снижение является слишком быстрым?
Именно так. Надо смотреть, что в нетто-выражении получит человек от всего этого.
Каким тогда может быть предложение министерства финансов?
Я считаю, что нам нужно что-то делать, чтобы разобраться со звучащими с разных сторон упреками о слишком высоком социальном неравенстве. От того, что мы понизим ставку ПНН мало выиграют те, у кого маленькие зарплаты. Для тех, у кого зарплата менее 400 латов, выигрыш будет минимальным. На мой взгляд, следует посмотреть на возможность скомбинировать эти мероприятия.
Это означает снижение ставки ПНН одновременно с повышением необлагаемого минимума?
Да, я считаю, что ставку ПНН необходимо снизить на один процентный пункт в год. Бизнесмены не видят ничего существенного в снижении на два процентных пункта.
Оба мероприятия: понижение ставки и на один процентный пункт и повышение необлагаемого минимума для небольших зарплат нужно проводить одновременно. Тогда люди увидят эффект. Тогда выигрывают люди и с большими, и с маленькими зарплатами. Мы уже подсчитали получаемую выгоду. Работодатели тоже почувствуют выгоду. Сейчас давление на повышение зарплат стало очень сильным, поэтому бизнесменам следует учитывать, что государство со своей стороны оказывает поддержку, повышая необлагаемый минимум.
Когда вы выступите с конкретным предложением?
Это предложение, прозвучавшее несколько месяцев тому назад, не изменилось. Для маленьких зарплат необлагаемый минимум повышается до 84 латов в месяц, минимальная зарплата повышается до 225 латов в месяц. Я считаю, что ставку ПНН тоже нужно снизить, но на один, а не два процентных пункта.
Конечно, если Партия реформ откажется от требования повысить зарплаты учителям, а другие отзовут запросы на дополнительное финансирование, то нет проблем, – снизим ПНН на два процентных пункта. Если нет, то тем людям, которые сейчас категорически требуют снижения ПНН на два процентных пункта, следует отказаться от всех дополнительных запросов.
Нужно понять, что если мы снизим ПНН на два процентных пункта, то мы ничего не сможем сделать с необлагаемым минимумом, который сейчас остается нашей самой серьезной проблемой. Мы в этом году вообще решать не будем?
На мой взгляд, сейчас очень трудно что-то "высечь" на несколько лет вперед, потому что мы не знаем, чего от нас потребует ситуация вокруг Liepājas metalurgs и в других сферах: дорогах, медицине и индексации пенсий. Нам следует прагматически взглянуть на эти проблемы, а снижение налогов – это хоть и важный вопрос, но он не решает всех проблем Латвии. От снижения ПНН на один или два процентных пункта не зависит серьезное уменьшение размеров теневой экономики. Для этого требуется радикальное снижение налоговых ставок, чего Латвия сейчас не может себе позволить. Думаю, что и в 2015 году мы не сможем понизить ставку ПНН на два процентных пункта. Если кто-то утверждает обратное, то это утопия и популизм.