Партс напомнил, что Литва, Латвия и Эстония в 2009 году подписали меморандум о том, что контроль над потребительскими тарифами на электроэнергию будет упразднен, и Эстония свои обязательства выполнила.
Министр подчеркнул, что скачок цен на электроэнергию в июне не отвечал действительному положению дел на рынке, а представители Латвии и Литвы не делали своих предложений на бирже. А если часть крупных представителей рынка не участвует в нем, то возникает дефицит товара, что провоцирует скачки цен. Избежать этого можно, если все производители будут участвовать в торгах на бирже электроэнергии.
Партс добавил, что в отличие от Эстонии Латвия и Литва так и не предприняли шагов по либерализации рынка.
Причины, спровоцировавшие высокую цену электроэнергии, когда не все производители предлагают электроэнергию на рынок или слишком много мощностей одновременно проходят техобслуживание, можно, по словам министра, ликвидировать с помощью улучшенной координации работы или законодательно.
При этом он не исключает, что проблема может быть шире. А именно, некоторые различия исходят из специфики портфеля производства электроэнергии в Латвии и Литве и очень большой доли импорта в Литву из третьих стран.
"Быть может, не в интересах Эстонии иметь стопроцентно общий рыночный регион с Латвией и Литвой до тех пор, пока рынок окончательно не разовьется. Я открыто этот вопрос не задавал, но мы должны его задать", - сказал Партс.
Он подчеркнул, что для Эстонии ненормально получать рыночную цену, которая значительно отличается от цен в Северных странах. При этом Партс признал, что альтернативы открытому рынку нет, потому что в противном случае в этот сектор никто бы не инвестировал.