Крупнейший технологический концерн Германии в ходе реорганизации передаст управление своим энергетическим подразделением в США и сделает ставку на "Индустрию 4.0", пишет Deutsche Welle.
Немецкий концерн Siemens объявил о радикальной реорганизации своего бизнеса. Крупнейшая технологическая компания Германии, у которой по всему миру 290 заводов и свыше 360 тысяч сотрудников, избавится от целого ряда традиционных подразделений, признанных теперь непрофильными, и сфокусируется на энергетическом машиностроении. Одновременно будет сделана ставка на цифровые технологии и все то, что называют сейчас четвертой промышленной революцией – "Индустрией 4.0". Начавшиеся преобразования могут привести к тому, что значение российского рынка для мюнхенского гиганта заметно снизится.
Электрификация, автоматизация и дигитализация
Итак, Siemens предстоит вторая крупномасштабная реорганизация за последние семь лет. Предыдущую провел Петер Лёшер (Peter Löscher), возглавлявший концерн с 2007 по 2013 годы. Он разделил бизнес Siemens на четыре сектора: энергетика, индустрия, города и инфраструктура, здравоохранение. Его досрочная отставка была вызвана заметным ухудшением финансовых показателей компании. Стратегическими просчетами Лёшера считают, в частности, чрезмерное увлечение возобновляемой энергетикой и экологически чистыми технологиями - "зеленой" инфраструктурой.
С 1 августа 2013 года председателем правления Siemens является 57-летний Джо Кезер (Joe Kaeser), который до этого семь лет был финансовым директором концерна и, соответственно, активно участвовал в осуществлении предыдущей реорганизации, признанной ныне ошибочной. И вот теперь, после девяти месяцев на новом посту, он представил 7 мая на пресс-конференции в Берлине свое видение того, как в скором будущем должен выглядеть Siemens: программу Vision 2020.
Джо Кезер отменяет деление бизнеса на четыре сектора и решительно отказывается от целого ряд производств. Впредь концерн с годовым оборотом в 75 миллиардов евро будет состоять из 9 дивизионов, которые сконцентрируются на двух ключевых направлениях: энергетическое машиностроение и цифровое оборудование для промышленных процессов (Digital Factory). "Электрификация, автоматизация и дигитализация" – вот те быстро растущие сферы, в которых собирается генерировать прибыль "новый" Siemens.
Избавление от непрофильных активов
Следует отметить, что от активов, провозглашаемых непрофильными, Siemens достаточно последовательно избавляется на протяжении вот уже полутора десятилетий. Так, мюнхенский концерн вывел на биржу производство полупроводников (2000 г.), ушел с рынка мобильных телефонов (2005 г.) и компьютеров (2008 г.), поэтапно отказался от выпуска телекоммуникационного оборудования (2007-2013 гг.).
Теперь на очереди – традиционно входившие в состав концерна подразделения, производящие оборудование и предоставляющие сервис для черной и цветной металлургии. Впредь сталью и алюминием будет заниматься совместное предприятие (СП), создаваемое с японским гигантом отрасли Mitsubishi Heavy Industries. В этом СП Siemens вполне устраивает роль младшего партнера (49 процентов). В самостоятельную компанию будет переведено также производство медицинской техники, а подразделению по выпуску слуховых аппаратов, которое никак не удается продать, предстоит размещение на бирже.
"Концерну Siemens в любом случае надо стать более стройным и эффективным. Это означает, что все то, что не причисляют больше к профильному бизнесу, не будет продолжено, - отметил в беседе с DW эксперт аналитической компании Fair Research Хайнц Штеффен (Heinz Steffen) и в качестве примера привел именно производство слуховых аппаратов. - Тут совершенно иные размеры рынка, чем в бизнесе с промышленными клиентами. Работа с физическими лицами - это не сильная сторона Siemens".
Газовые турбины и целая армия компьютерщиков
166 лет назад детище Вернера фон Сименса (Werner von Siemens) начинало с электротехники, и она по сей день обеспечивает немецкому концерну львиную долю оборота и лидирующие позиции в мире. Джо Кезер намерен всемерно укреплять это направление. Для этого, в частности, Siemens за 950 миллионов евро приобретает у британской компании Rolls-Royce ее бизнес по производству газотурбинных установок и компрессорных систем. Особая ценность покупки - налаженное производство компактных газовых турбин, что позволит укрепить позиции на рынке децентрального производства энергии.
Этот рынок быстро растет во многих странах, в том числе в США. Вообще в Северной Америке благодаря сланцевой революции значительно вырос спрос на турбины для газовых электростанций, но за эти заказы Siemens необходимо бороться со своим ключевым конкурентом – General Electric (GE). Ради укрепления позиций в столь перспективном регионе мюнхенский концерн пошел на весьма радикальные шаги: прежнего руководителя энергетического сектора, немца, заменили на американку Лизу Дэвис, которая впредь будет руководить всем подразделением из США. Туда же переведут работающие на этом направлении научные лаборатории и конструкторские бюро.
Одновременно Джо Кезер взялся за другое магистральное направление – за "создание идеальных предпосылок для закрепления нашей ведущей роли при внедрении "Индустрии 4.0". Под этим термином понимают превращение интернета в неотъемлемую часть промышленных процессов. Siemens намерен стать первой в мире компанией, предлагающей из одних рук все технологии для полностью автоматизированной "цифровой фабрики".
"Новый" Siemens: насколько важная для него Россия?
Уже сейчас в концерне работают 8 тысяч программистов и компьютерщиков – в четыре раза больше, чем десять лет назад, и их число будет неуклонно расти. В частности, для того, чтобы анализировать гигантские объемы данных, генерируемых новыми технологиями, порожденными "Индустрией 4.0". Джо Кезер привел журналистам конкретный пример: каждая крупная сименсовская турбина оснащена сегодня 1500 сенсорами, и поступающая от них информация открывает огромные возможности как для оптимизации конкретного производственного процесса, так и для совершенствования самой конструкции турбины.
А вот чего Джо Кезер пока не мог сообщить журналистам, так это чем закончится борьба с GE за право купить энергетическое подразделение французской компании Alstom. Если в Париже примут немецкое предложение, то Siemens в обмен на заводы по производству турбин отдаст свое (теперь уже тоже непрофильное) подразделение по выпуску скоростных электропоездов.
В таком случае работающие в России "Сапсаны" станут французскими. Спрос на "цифровые фабрики" со стороны российских предприятий тоже вряд ли окажется высоким: децентральное производство энергии - хотя и российская тема, - но в нынешних условиях скорее теоретическая. Так что для "нового" Siemens Россия может утратить былую привлекательность. Правда, остается огромное поле энергетики, но тут Джо Кезер в условиях российско-американского противостояния из-за Украины может оказаться перед дилеммой: развивать бизнес в России – или получать крупные заказы в США.