Почти каждый десятый опрошенный житель Латвии признал, что всю зарплату получает неофициально, 8% респондентов в конверте выплачивается меньшая часть оклада, еще 8% - большая часть заработка.
В Литве всю зарплату в конверте получает 7% опрошенных. В Эстонии таких не нашлось.
Напомним, что в четвертом квартале прошлого года самая высокая средняя нетто-зарплата была в Эстонии – 785 евро. В Латвии и Литве – по 530 и 524 евро соответственно.
В 2013 году объем теневой экономики Латвии после двух лет снижения вновь вырос и превысил соответствующий показатель Эстонии и Литвы. К такому выводу пришли авторы исследования Стокгольмской школы экономики в Риге (SSE Riga) "Индекс теневой экономики в странах Балтии в 2009–2013 годах".
В процентах от внутреннего валового продукта (ВВП) величина теневой экономики в 2013 году в Латвии составила 23,8 %, в Эстонии – 15,7 %, а в Литве – 15,3 %. По сравнению с 2012 годом уровень теневой экономики в Латвии увеличился на 2,7 % от ВВП, а в Эстонии и Литве уровень теневой экономики сократился и стал приблизительно на 8–9 % от ВВП меньше, чем в Латвии.
В 2013 году большую часть теневой экономики во всех трех странах Балтии образуют неуказанные доходы от предпринимательской деятельности, т. е. уклонение от уплаты налогов. В Латвии этот показатель за год увеличился приблизительно с 17 % от прибыли в 2012 году приблизительно до 20 % от прибыли в 2013 году, напротив, в Эстонии и Литве этот показатель уменьшился. Второй по величине удельный вес в теневой экономике принадлежит зарплатам в конвертах, несмотря на то, что по сравнению с данными 2012 года этот показатель немного уменьшился во всей Балтии.
Во всех трех странах из отраслей народного хозяйства именно в строительстве наблюдается самый высокий удельный вес теневой экономики, и эта тенденция особенно выражена в Латвии, потому что, согласно расчетам, 45 % деятельности отрасли происходит в "серой зоне". Восстановление строительной отрасли после кризиса, чему, в свою очередь, благоприятствовал масштабный макроэкономический рост, скорее всего, способствовало общему росту теневой экономики в Латвии в 2013 году. Теневая предпринимательская деятельность в других отраслях народного хозяйства Латвии уменьшилась или осталась сравнительно неизменной.
"Именно малые и средние предприятия, а также отрасль строительства и оптовой торговли создают наибольшие отличия между показателями теневой экономики Латвии и соседних стран", – признает Арнис Саука. По регионам наибольший прирост теневой предпринимательской деятельности в Латвии наблюдался в Риге и окрестностях, далее следует Курземский регион.
Крупномасштабные перевозки между Россией и Западной Европой также могут способствовать росту теневой экономики в странах Балтии. Приблизительно 40 % экспорта России в страны – участницы ЕС, которые не являются странами Балтии, осуществляется через страны Балтии. Самые высокие показатели объемов перевалки товаров в Латвии, за ней следует Эстония, а потом Литва, что соответствует расчетам исследования: во все годы, в которые проводились расчеты, самая большая доля теневой экономики была в Латвии.
Авторы исследования считают, что активность правительства в обуздании теневой экономики уменьшилась. Это можно объяснить уменьшением давления со стороны Международного валютного фонда и ЕС, которые требовали от правительства Латвии обещания осуществить жесткие меры экономии и ряд реформ, в том числе целенаправленные политические мероприятия по обузданию теневой экономики.
Не улучшилась и удовлетворенность латвийских предпринимателей налоговой политикой государства и поддержкой предпринимательской деятельности, при этом удовлетворенность латвийских предпринимателей ниже, чем в Эстонии и Литве. В исследовании сделан вывод, что неудовлетворенность является определяющим фактором для решения предприятия перейти в сферу теневой экономики. Однако в Латвии, как и в остальных странах Балтии, наблюдается довольно высокая удовлетворенность работой Службы государственных доходов.
Чтобы уменьшить объем теневой экономики в странах Балтии, авторы исследования советуют обеспечить более стабильную налоговую политику, установив "более справедливые" налоговые ставки с точки зрения предпринимателей и работников, а также улучшить прозрачность расходования налогов. Авторы считают, что положительный результат в обуздании теневой экономики может обеспечить и увеличение количества налоговых аудитов.