Латвия: опережая соседей
До парламентских выборов в Латвии осталось менее двух месяцев, и Россия своими санкциями явно добавила руководству страны головной боли. С одной стороны, практически все первые лица страны в течение последней недели выступили с единой позицией: санкции со стороны России неприятны, но не нанесут экономике страны серьезного ущерба. В то же время, и премьер-министр Лаймдота Страуюма, и министр иностранных дел Эдгар Ринкевич прервали свои отпуска, чтобы постараться погасить острую реакцию в обществе и особенно в деловых кругах.
Во вторник Страуюма озвучила сумму убытков - 55 млн. евро, более половины из которых приходится на молочную отрасль. Впрочем, премьер признала, что это предварительные цифры, более точная информация будет "в ближайшее время".
Кабинет министров явно надеется на компенсации со стороны Европейского Союза, однако, поскольку с этим вопросом пока нет никакой ясности (а до выборов осталось совсем немного времени), местные власти вынуждены спешить с принятием решений. Так, предприятиям, пострадавшим от российских санкций, решено предоставить налоговые каникулы, а также выделить на освоение новых экспортных рынков дополнительно 5 млн. евро. Министерство экономики готовит план, как поддержать предприятия при помощи кредитных гарантий. Служба госдоходов рассмотрит возможности продления этим предприятиям сроков уплаты налогов на пять лет. По словам Страуюмы, существует возможность поддержать латвийских производителей через госзакупки. Еще одна идея - снижение налога на добавленную стоимость на продукты - пока не нашла поддержки.
Между тем, первые тревожные звонки уже прозвучали: латвийские крестьяне отмечают, что литовские скупщики молока в массовом порядке разрывают договора, поскольку рынок сбыта готовой литовской молочной продукции резко сократился. Это привело к падению закупочных цен на молоко. Местные молочные предприятия уже снижают объемы производства и ищут новые рынки сбыта.
Латвийские эксперты сходятся во мнении: санкции отразятся не только на предприятиях-экспортерах, но и на других отраслях экономики. Речи об увольнениях пока нет, а заявления о том, что события на Украине и ухудшение отношений с Россией заставят Латвию уменьшить прогноз роста ВВП звучали и до введения санкций. Теперь коррекция ВВП неизбежна.
Несмотря на призыв Страуюмы поддерживать местного производителя, массовые кампании в пользу латвийских товаров так и не начались. Иногда санкции используются в маркетинговых целях (сеть пиццерий снизила цены на пиццу с сыром, чтобы поддержать местную молочную отрасль), однако в целом бурлят только социальные сети. Производители молочных продуктов осторожно намекают, что супермаркеты должны также снизить цены для конечного потребителя, крестьяне с опаской ждут первых грузов польских яблок после санкций (в начале осени), а мэр Риги Нил Ушаков готовится отправиться в Москву, чтобы лоббировать интересы проекта "Рижский дворик". Эта сеть киосков в российских супермаркетах в результате последних событий может оказаться под угрозой закрытия.
Литва: без паники и пока без помощи
Несмотря то, что, согласно подсчетам аналитиков, сильнее всего от российских санкций пострадает Литва, литовские власти не склонны драматизировать ситуацию. Президент страны Даля Грибаускайте сразу после введения санкций поспешила заявить, что их влияние на экономику Литвы будет небольшим: "Практически я не вижу никакой вероятности банкротств, это будет частичная потеря прибыли в том или ином бизнесе. Больше всего это отразится на перевозчиках, все остальные точно справятся, и мы готовы искать возможности оказания помощи бизнесу".
Поиск действительно начался: 11 августа литовские министерства приступили к выработке плана по противодействию санкциям со стороны России. Однако на момент подготовки этого материала информации о реальных мерах помощи литовским производителям обнародовано не было. Прозвучавшие было идеи о снижении НДС на некоторые продукты питания были восприняты скептически - так, по словам спикера Сейма Литвы Лореты Граужинене, на потребителе это не скажется, выгоду получат торговцы.
Литовские экспортеры молочных и мясных продуктов, убытки которых от санкций могут достигать 20 млн. литов (около 5,8 млн. евро) в месяц, тем временем заговорили о необходимости выплаты субсидий. Власти страны, однако, отмечают, что напрямую помогать предпринимателям, скорее всего, не удастся. Вопрос с европейскими субсидиями пока остается открытым.
В целом, по подсчетам Министерства экономики Литвы, российские санкции могут обойтись стране в 0,2% от ВВП. Выход? Все та же диверсификация рынков, о которой говорят и в других странах Балтии. Министр сельского хозяйства Литвы Виргиния Балтрайтене, в частности, предлагает развивать экспорт мяса в мусульманские страны.
Между тем, торговцы действительно могут извлечь из российских санкций некоторую выгоду. Крупнейшая розничная сеть Maxima сообщила, что молочные предприятия Литвы, Латвии и Польши уже обратились к ней с просьбой принять на реализацию излишков молочной продукции. Повлияет ли это каким-либо образом на цены в магазинах, пока не сообщается.
Эстония: ждем молоко с упаковкой на русском?
Российские санкции, похоже, застали врасплох и Эстонию: судя по тому, что разговоры о том, как реагировать на новую ситуацию, начались только спустя несколько дней после введения ограничений, "плана Б" у страны не было. Совещание по поводу реакции Эстонии на санкции прошло только во вторник. О его итогах пока ничего не сообщается, однако министр внешней торговли Анне Суллинг уже успела поиронизировать над поспешностью латвийских властей: "Когда латыши собрались на прошлой неделе, то это должно было быть без материалов. Мы делаем это step by step". Среди идей, которые озвучила Суллинг - диверсификация рынков (в том числе экспорт молочных продуктов в Азию и Африку).
Между тем, влияние санкций России на экономику Эстонии может быть достаточно существенным. По мнению экономиста Банка Эстонии Каспара Оя, санкции в отношении России скажутся как на количестве рабочих мест, так и на ВВП Эстонии. В отраслях, которые наиболее пострадают от санкций, под вопросом окажутся от 1500 до 2000 рабочих мест, полагает он.
"Влияние косвенных факторов, увеличения которого мы боялись, в последние день-день два выросло, - заявил в среду руководитель Союза производителей молока Эстонии Яанус Муракас. - Закупочные цены молока для фермеров упадут. Изменения оказались настолько большими, что часть фермеров задумывается: главное, чтобы кто-нибудь приехал за молоком, цена вторична". Закупочные цены на молоко в стране снижались начиная с весны, и будут снижаться как минимум в августе.
Между тем, гендиректор Ветеринарно-продовольственного департамента Эстонии Аго Пяртель считает, что на местном рынке может появиться молочная продукция в упаковке только на русском языке. Речь идет о продуктах, которые уже были упакованы, но не отправлены в Россию из-за санкций. "Аналогичный опыт уже есть у Финляндии", — сказал Пяртель. — Я надеюсь, что эстонские потребители с пониманием отнесутся к нынешней трудной ситуации".