Исследование (текст исследования - по ссылке) показало, что больше в теневой экономике участвуют русскоязычные, чем латыши, отметил автор исследования, доцент SSE Riga Арнис Саука. По словам Сауки, этот вопрос следует изучать антропологам, но, если посмотреть на подобные исследования в других странах, уплата или неуплата налогов часто связана с тем, в какой степени люди интегрированы в общество. Таким образом, для борьбы с теневой экономикой необходимо решать и социальные проблемы. Это еще раз подтверждает, насколько сложна эта работа, подчеркнул Саука.
В исследовании говорится, что объемы теневой предпринимательской деятельности сильнее всего связаны с уровнем неудовлетворенности законодательством для бизнеса и работой Службы госдоходов, а также с уровнем неудовлетворенности реализуемыми правительством налоговой политикой и поддержкой для бизнеса.
Латвийские предприятия демонстрируют более высокий уровень неудовлетворенности по сравнению с эстонскими и литовскими. Одним из объяснений этого факта, как говорится в исследовании, является более высокая доля русскоязычных в Латвии, поскольку группы этнических меньшинств могут чувствовать меньшую вовлеченность в общественную жизнь и процесс принятия решений в государстве.
По данным исследования, представляемые русскоязычными руководителями или собственниками предприятия более склонны (на 3,6 процентных пункта) к участию в теневой экономике.
Впрочем, всего несколько лет назад уровень теневой экономики в Латвии, Литве и Эстонии был практически одинаковым. В Латвии объем теневой экономики в 2014 году составлял 23,5% от ВВП, что только на 0,3% ниже, чем годом ранее.
В соседних странах объем теневой экономики в прошлом году сокращался быстрее - примерно на 2,5-2,8% по сравнению с 2013 годом. В Литве и Эстонии теневая экономика составила в 2014 году соответственно 12,5% и 13,2% от ВВП. Для сравнения, в 2013 году теневая экономика в Латвии составляла 23,8%, в Литве – 15,3%, в Эстонии - 15,7% от ВВП, в 2012 году, соответственно, 21,1%, 18,2% и 19,2% от ВВП.
Хотя изменений в объеме латвийской теневой экономики практически не наблюдается, изменился ее состав. В 2014 году наибольшую долю теневой экономики в Латвии составляли неуказанные доходы от предпринимательской деятельности, а именно, уклонение от уплаты налогов, которое сейчас составляет примерно 46% от всего объема теневой экономики Латвии. Второй по величине удельный вес в теневой экономике Латвии – у зарплат в конвертах. А. Саука отмечает: "Зарплат в конверте стало меньше, но это сокращение компенсировало соответственно возросшее уклонение от уплаты налогов – 2014 году латвийские предприятия не указали более внушительную часть доходов от своей деятельности, чем в предыдущие два года. А именно, непредъявленные доходы от предпринимательской деятельности сейчас обогнали зарплаты в конвертах и составляют приблизительно 46% от всей теневой экономики Латвии – и это важный сигнал тем, кто делает политику".