"Нет оснований надеяться, что в мире, да и в Латвии закупочные цены на молоко начнут расти. Действительно, на австралийских биржах в течение последней недели цены "прыгнули" вверх, однако это было связано с интересами одного из крупнейших производителей молока в Новой Зеландии. В Латвии закупочные цены по-прежнему будут низкими, поскольку есть проблемы с перепроизводством молока и его переработкой", - сказала Гулбе.
Перепроизводство связано с неэффективной работой молокоперерабатывающих предприятий Латвии, которым не хватает гибкости в создании новых нишевых продуктов, пояснила она.
"Недостаточно того, что какое-то крупное предприятие в йогурт добавляет очередное варенье и называет это новым продуктом. Конечно, есть компании, которые ищут и находят возможности производства принципиально новых продуктов, например, "Смилтенес пиенс" с его напитком "Пиена спекс".
Необходимо производить продукт, который действительно имеет добавленную стоимость. К примеру, есть свободные ниши продуктов для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, питания для спортсменов, для производства которых требуются молоко или сыр с повышенным содержанием белка", - отметила руководитель центра.
Отвечая на вопрос, почему до сих пор не происходит корреляции между низкой закупочной ценой молока и высокой стоимостью конечного продукта, она отметила, что причину надо искать в желании торговцев и переработчиков заработать.
"Снижение цен в магазинах незначительно. С сентября 2014 года, когда отрасль начала ощущать последствия российского продуктового эмбарго, на 17% снизились только цены на кефир и смеси растительных жиров.
"И магазин, и переработчик надеются компенсировать убытки ценой, вот только крестьянин со своим молоком остался в самом начале этой цепочки", - резюмировала Гулбе.