Foto: Pixabay

Несмотря на то, что латвийский Закон о неплатежеспособности соответствует лучшей международной практике, в его осуществлении есть целый ряд недочетов, приводящих к убыткам. В период с 2008 по 2014 год в результате злонамеренного объявления о неплатежеспособности народное хозяйство Латвии потеряло уже 665 миллионов евро. Такие результаты были получены в ходе исследования, проведенного Советом иностранных инвесторов в Латвии и компанией Deloitte, предоставляющей профессиональные услуги.

Если существующий процесс объявления неплатежеспособности не будет улучшен, то ущерб станет возрастать, и в течение следующих 10 лет государственное народное хозяйство может потерять 852 миллиона евро, говорится в исследовании.

Убытки по большей части возникают из-за отсутствия качественной системы надзора и контроля над процессом неплатежеспособности, а также вследствие его злонамеренного использования. Кроме того, более половины, или 52% процессов о неплатежеспособности были начаты с опозданием, что снизило размер полученных компенсаций по требованиям кредиторов.

Чаще всего недочеты в системе надзора и контроля над процессами неплатежеспособности позволяют лицам с корыстными намерениями реализовывать четыре мошеннические схемы:

  • переписывание основных средств на другую принадлежащую им компанию,
  • сохранение контроля над компанией с помощью администратора неплатежеспособности
  • рейдерство
  • использование процесса неплатежеспособности в корыстных целях, осуществляемое администратором неплатежеспособности.

"Процесс неплатежеспособности является очень важным фактором для обеспечения нормальной и здоровой предпринимательской и инвестиционной среды, однако не секрет, что в Латвии он эффективно не работает. Исследование не только подтверждает данный факт, но впервые обозначает, во сколько обходятся недочеты процесса неплатежеспособности латвийским компаниям, государству и налогоплательщикам. Чтобы оценить размеры ущерба, надо сказать, что потерянные в течение шести лет 665 миллионов евро – это практически та же сумма, которую государство выделяет на содержание системы образования в год. Учитывая, что убытки рассчитаны с осторожностью, можно смело утверждать: на самом деле для народного хозяйства последствия низкого качества системы надзора и контроля над процессом неплатежеспособности, а также злонамеренного использования этого процесса еще более серьезны", – говорит исполнительный директор Совета иностранных инвесторов в Латвии Гиртс Грейшкалнс.

Наиболее распространенные признаки злонамеренного использования процесса неплатежеспособности в компаниях, где наблюдаются нарушения – это смена владельцев и адреса незадолго до объявления о начале процесса неплатежеспособности. Смена владельцев зафиксирована в 83% случаев, в свою очередь, смена адреса – в 57% случаев.

Часто на предприятиях перед началом процесса о неплатежеспособности была констатирована смена правления, затягивание времени путем преждевременного прерывания процесса правовой защиты, а также создание фиктивных кредиторов. Ради получения наиболее выгодного результата процесса неплатежеспособности и приобретения лояльного администратора неплатежеспособности происходили манипуляции с очередью администраторов. О возможном злонамеренном использовании процесса неплатежеспособности свидетельствует также большое количество жалоб, поступивших от кредиторов.

Как минимум один из признаков злонамеренного использования процесса неплатежеспособности был обнаружен почти в 1500 латвийских компаний, объявивших о неплатежеспособности. Чем выше была стоимость компании, тем чаще констатировались эти признаки.

Результаты исследования очерчивают и другую тревожную тенденцию – 54% администраторов неплатежеспособности администрировали как минимум 3 компании, имеющие один из четырех признаков злонамеренности, что может также свидетельствовать о вероятном вовлечении администратора неплатежеспособности (смена адреса компании без параллельной смены правления и владельцев, фиктивные кредиторы, прекращение процесса правовой защиты практически сразу же после его объявления, а также манипуляции с очередью администраторов).

"В Латвии хорошее регулирование процесса неплатежеспособности; это признают эксперты ОЭСР и зарубежных стран. Однако закон должен правильно применяться и на практике. Чтобы прекратить дальнейшее нанесение ущерба предпринимателям, государству и налогоплательщикам, нужно действовать конкретно и решительно. Если не ввести всеобъемлющий надзор за процессом неплатежеспособности и не повысить уровень компетенции вовлеченных должностных лиц, то в течение следующих 10 лет убытки могут достичь 852 миллионов евро. Уже сейчас можно наблюдать, как уменьшается объем новых инвестиций в народное хозяйство, пропадает доверие предпринимателей к правовой защите, жители теряют рабочие места и эмигрируют, что ведет и к уменьшению конкурентоспособности", – говорит Гиртс Грейшкалнс.

Надзор и контроль над процессом неплатежеспособности в Латвии существенно осложняется и из-за нехватки всеобъемлющей информации, с чем ежедневно сталкиваются правоохранительные инстанции и учреждения по надзору за процессом неплатежеспособности. Ведь большинство, или 60% администраторов неплатежеспособности в своих сообщениях указывают требуемую законом информацию лишь частично или не указывают вовсе.

Кроме того, если в сообщении была подана информация о процессе неплатежеспособности, ее сложно обобщить, так как не разработан стандартный электронный бланк сообщения о процессе неплатежеспособности, поэтому сообщения подаются в виде файлов различных форматов.

"Чтобы улучшить контроль над процессом неплатежеспособности, необходимо ввести электронную систему данных, которая работала бы так же, как EDS – электронная система Службы государственных доходов. Доступность информации дала бы возможность определить, как работает каждый администратор неплатежеспособности, а также способствовала бы принятию обдуманных и основанных на фактах решений как на политическом, так и на государственном уровне", – комментирует партнер ZAB Deloitte Legal Илзе Знотиня.

Исследование проведено в 2015 году путем анализа дел о неплатежеспособности 9 512 предприятий, а также документов и данных Администрации неплатежеспособности, Lursoft, Службы государственных доходов, финансовых и нефинансовых учреждений.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!