govs, mēle
Fоtо: PantherMedia/Scanpix

7 августа исполнилось ровно два года с момента, когда Россия ввела ответное эмбарго на импорт продуктов питания из стран Евросоюза. В Латвии этот шаг тяжелее всего ударил по молочной отрасли, пишет портал Delfi.lv, который попытался установить размер убытков, нанесенных российскими санкциями.

По данным Министерства земледелия, начиная с августа 2014 года убытки латвийских производителей молочных продуктов превысили 104 млн. евро, и к концу 2017 года эта цифра может увеличиться до 233,5 млн. евро. Финансовые отчеты молочных хозяйств показывают, что у многих из них оборот сократился на четверть - причем, это касается и кооперативов, и крупных переработчиков молока.

"В этот период друг на друга наложились три кризиса - российское эмбарго, отмена квот Евросоюза и перепроизводство продукции", - заявил Delfi председатель правления Латвийской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Индулис Янсонс. Такого же мнения придерживается глава Латвийского союза производителей молока Янис Шолкс. Янсонс полагает, что "дно" уже достигнуто, однако еще более серьезные проблемы ждут крестьян тогда, когда им придется отдавать кредиты.

Министерство земледелия неоднократно отмечало, что российское эмбарго сильнее всего отразилось на молочной отрасли. Оборот крупнейших молочных кооперативов в 2015 году заметно снизился (во некоторых случаях - на четверть), отмечает Delfi.

Так, оборот кооператива Piena ceļš (сотрудничает с Rokiškio Sūris, Tukuma piens, Rīgas Piensaimnieks и т.д.) в 2015 году сократился на 25,3%, оборот кооператива Dzēse упал на 45,7%, кооператива Straupe - на 11%. Упали обороты кооперативов Viļāni (-10%), Dundaga (-1,3%), а оборот небольшого кооператива Pienupīte вырос на 55,5%. В своих годовых отчетах все предприятия отмечают влияние кризиса в отрасли на показатели.

Латвийское государство дважды выделяло средства на поддержку молочной отрасли - в августе прошлого производители получили 7,6 млн. евро, в мае 2016-го - еще 6,197 млн. евро. Из еврофондов в сумме было выделено 14,9 млн. евро. В середине июля Еврокомиссия выступила с предложением распределить на поддержку молочной отрасли еще 500 млн. евро - в этом случае Латвия может получить прямые платежи на сумму 9,76 млн. евро. На получение финансовой помощи в 2015 году могли претендовать хозяева 8991 стада, самые крупные суммы выделены компаниям Agrofirma Tērvete, Agrofirma Zelta Druva, Kalna Oši, Pampāļi и Agrofirma Jelgava. В 2016 году помощь в размере 6,197 млн. евро будет разделена между 8453 хозяйствами.

Кризис сильно отразился и на работе переработчиков молока. Оборот Rīgas Piena kombināts (входит в состав Food Union) в 2015 году составил 90,067 млн. евро (-26,4%). Руководство предприятия объясняет спад заметным спадом экспорта в Россию. Оборот Valmieras piens достиг 27,877 млн. евро (-33,1%), оборот Rīgas piensaimnieks также снизился (-7%, до 30,36 млн. евро).

Оборот Jaunpils pienotava упал на 17,9%. "Перед введением эмбарго уже был готов заказ сыра в Россию на октябрь, со всеми кодами. Он остался на заводе и позже его пришлось продавать по любой цене", - заявила председатель правления компании Илзе Айзсилниеце. Оборот Tukuma piens упал на 11,8% (до 46,91 млн. евро), оборот Jēkabpils piena kombināts - на 32%.

Поддержка государства тоже не спасла предпринимателей от убытков. Оборот Agrofirma Tērvete упал на 9,6%, убытки выросли до 130,2 тысяч евро (39,6%). Упали обороты таких компаний, как Agrofirma Zelta Druva (-6,4%), Kalna Oši (-15,6%), Pampāļi (-5,3%), Agrofirmas Jelgava (-25,1%).

Министерство земледелия отмечает, что 80% производителей молока продавали свою продукцию предприятиям, которые перерабатывали сырье и продавали готовые продукты в Россию. Мнения по поводу того, что ждет латвийских молочников на российском рынке, различаются.

Председатель правления Rīgas piena kombināts Нормунд Станевичс заявил Delfi, что компания в результате эмбарго активизировала работу на других экспортных рынках, в том числе в Азии, и стала более конкурентноспособной в Европе, Скандинавии и СНГ. По словам Станевичса, в момент отмены российского эмбарго RPK будет готов снова войти на российский рынок. Шолкс отметил, отрасль понимает, что российский рынок рано или поздно снова откроется, и латвийские компании будут готовы туда вернуться, но жить будут уже по другим правилам.

В то же время, Янсонс осторожно оценивает шансы латвийских производителей молочной продукции вернуться в Россию. По его словам, колебания курса валюты, низкая стоимость рубля и слабый спрос затрудняют работу в России.

Эксперты отмечают перспективы других экспортных рынков - Китая, Иордании, Катара, Ирака и т.д. С августа 2014 года по декабрь 2015 года латвийские продукты вышли на 17 новых рынков.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !