Что произошло: коротко
Средняя брутто-зарплата за работу на полную ставку в Латвии во втором квартале 2018 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла на 8,4% (+ 70 евро) и достигла отметки в 1004 евро. В частном секторе зарплаты отстают от общественного (991 и 1035 евро, соответственно). После уплаты налогов средний работник в Латвии получает 743 евро.
Зарплаты в Латвии росли в течение последних лет, и эксперты прогнозировали, что рубеж в 1000 евро за месяц уровень средней зарплаты преодолеет в 2018 году.
Чем объяснить рост зарплат?
Во-вторых, по словам аналитика банка SEB Дайниса Гайшпутиса, во всех трех странах Балтии наблюдается напряженная ситуация на рынке труда. Работников в определенных отраслях не хватает, и работодатели вынуждены бороться за них, повышая зарплаты. Старший экономист Swedbank Агнесе Буцениеце также считает, что дефицит рабочей силы приводит к росту зарплат, причем больше всего это заметно среди тех категорий работников, которые получают средние и средне-высокие зарплаты.
Третий аспект - чисто технический. В 2018 году был резко увеличен размер минимальной зарплаты, и это напрямую повлияло на тех, у кого была маленькая зарплата. В следующем году, по словам Буцениеце, этот эффект исчезнет, и рост зарплат замедлится. По итогам этого года, как прогнозирует Swedbank, брутто-зарплаты вырастут на 9%, нетто - на 11%, а в 2019-м из-за эффекта минимальной зарплаты рост составит уже 7%. Благодаря реформе в сфере здравоохранения выросли зарплаты в медицине, на подходе увеличение зарплат учителей.
Еще один момент - легализация доходов. Эксперт Luminor Петерис Страутиньш полагает, что работодатели стали активнее платить все налоги и социальные взносы, и это отразилось на статистике. Формально на предприятиях, которые "вышли из тени", зарплаты "грязными" стремительно растут. В то же время компании, которые и раньше платили все налоги, не могут себе позволить резко увеличить зарплаты.
Новый ориентир: 1000 "на руки"?
По словам Гайшпутиса, до уровня 1000 евро на руки - который действительно может приостановить эмиграцию - еще 2-3 года. Буцениеце не дает конкретного прогноза, отмечая лишь, что до этого "еще далеко". При этом аналитик SEB уверен, что региональные различия никуда не исчезнет: в регионах уровень 1000 евро в месяц достигнуть не удастся еще долго, и внутренняя миграция в Ригу и крупные города будет продолжаться.
Жирные годы-2? Чем грозит стремительный рост зарплат?
"Если вопрос производительности не будет решен, то предприниматели могут сократить объемы и начать уходить из Латвии. Новые вместо них не появятся, поскольку нет рабочей силы, готовой трудиться в новых условиях. В Эстонии это считается серьезным вызовом уже в ближайшем будущем. Латвия в сфере образования, инвестиций в исследования, развития стартапов заметно отстает от соседней страны. Поэтому стремительный рост зарплат заставляет быстрее проводить реформы образования и госуправления, а также решать другие вопросы", - полагает Гайшпутис.
По мнению Страутыньша, если рост зарплат будет долго опережать рост производительности труда, то это приведет к торможению экспорта и развития всей экономики. В конце концов остынет и рынок труда. "Есть и другой сценарий - не торможение зарплат, а ускорение производительности труда. Это идеальный вариант, но о нем проще говорить, чем сделать. Это трудно, потому что, возможно, придется принимать неприятные решения", - считает он.
С точки зрения статистики зарплаты стремительно растут, но не все работники чувствуют это на себе. Гайшпутис полагает, что рост зарплат в целом по стране не означает, что конкретный работодатель обязан увеличивать зарплаты всем и при любых условиях. Это зависит от способности конкретного предприятия обеспечить такой рост, а также от того, насколько обоснованны требования работников. "В строительном секторе многие предприниматели столкнулись с финансовыми проблемами из-за резкого роста расходов. Поэтому любое увеличение нужно оценивать с точки зрения того, насколько оно соразмерно в долгосрочной перспективе. В отдельных сегментах признаки уже напоминают начало предыдущего кризиса", - отметил он.
Зарплаты растут, уверенность в будущем - нет
Лишь 22,1% респондентов считают, что смогут содержать себя на пенсии. 43,3% считают, что на пенсии им будет не хватать денег. 26,3% готовы тяжело работать, чтобы зарабатывать больше. Говоря о своем финансовом положении в последние полгода, более половины или 59,2% заявили, что тщательно планируют расходы, а 49% - что создают накопления.
Опрос был проведен в сотрудничестве с высшей школой Turība и центром исследований SKDS. В нем принимали участие 679 респондентов в возрасте от 18 до 74 лет.