У Государственной земельной службы нет чётких критериев, как оценивать роскошь, поэтому кадастровая стоимость особняка с башнями и бассейном может оказаться такой же, как у обычного дома по соседству. Министр юстиции Янис Борданс обещал исправить эту длящуюся годами несправедливость. К 1 августа должна начать действовать новая система расчётов, учитывающая рыночные цены 2019 года — но с критериями всё ещё проблема, пишет Latvijas avīze.
Из кадастровой стоимости высчитывается налог на недвижимость. При ставке 1,5% владельцы обычной недвижимости платят государству примерно 1,23–1,29% реальной стоимости, а эксклюзивной – от 0,75% до 0,3% или ещё меньше, отмечается в издании.
Заместитель генерального директора Земельной службы по кадастровым делам Оскар Гурбусенок признал, что они искали критерии, по которым частный дом можно считать эксклюзивным, но не нашли. Невозможно и установить границу, после которой недвижимость считается очень дорогой.
Советница Латвийского союза самоуправлений по финансовым и экономическим делам Санита Шкилтере удивлена ситуацией. По её мнению, эксклюзивного жилья в Латвии не так уж и много, чтобы его невозможно было рассмотреть и оценить. И если критерии не найдутся, то и после реформы кадастровая стоимость роскошной недвижимости останется значительно ниже рыночной.
По данным Госслужбы земли, кадастровая стоимость проданной в 2012–2013 годах недвижимости составляла 85% от рыночной для серийных квартир, 82% для частных домов и 86% для сельских домов. Данных по эксклюзивному жилью нет. Латвийский союз самоуправлений считает, что его кадастровая стоимость — всего 20-50% реальной.
Роберт Ардавс, глава отделения по оценке имущества компании Latio, занимающейся недвижимостью, рассказал Latvijas avīze, что существуют критерии оценки стоимости, которые не зависят от того, эксклюзивная это недвижимость или нет. Учитываются другие сделки с похожим имуществом и возможные доходы от него. Оценщики смотрят, какие сейчас расценки на продажу и аренду и учитывают расходы на строительство.
В законе о кадастровой стоимости тоже указано, что при оценке учитываются другие сделки, возможности капитализации имущества и расходы на него, отмечает издание.
В конце 2019 году Борданс отстранил от должности генерального директора Земельной службы Солвиту Звидриню — возможно, неразбериха с кадастровой стоимостью была одной из причин. Хотя, подчёркивает Latvijas avīze, винить только её было бы неправильно, проблема нарастала уже долгие годы. Возможно, именно Звидриня в своё время перевела в региональное отделение на другую должность многолетнего главу Департамента оценки недвижимого имущества Земельной службы Гатиса Калниньша, который ревностно защищал созданную им самим систему оценки кадастровой стоимости, не принимал возражений и во всём винил налоговую политику.
Так или иначе, похоже, до 1 августа обещание Борданса создать честную систему оценки кадастровой стоимости выполнить невозможно, резюмирует газета.