В месячном сечении инфляцию вверх направляли цены на одежду и обувь (+7,2%), топливо (+3,4%), а также алкогольные напитки (+1,5%). Цены на одежду и обувь были в русле привычных для марта тенденций – цены возрастают, когда в магазинах появляются новые коллекции. Стоит упомянуть, что по-прежнему почти треть цен из-за ограниченных возможностей покупок импутированные, иначе говоря – оценочные, отмечает экономист Swedbank Лаура Орлеане.
Мировая цена нефти продолжает показывать начатый в ноябре рост. В прошлом месяце темп прироста немного уменьшился, однако цена на нефть в течение всего марта оставалась выше 60 долларов за баррель, способствуя подъему цен на топливо и в Латвии. В то же время приросту уровня цен алкогольной категории способствовало увеличение акцизного налога в начале марта.
Как ранее прогнозировали, возобновившие в начале марта свою деятельность парикмахеры и другие поставщики услуг сферы красоты значительно взвинтили цены. Длительный простой означает истощенные запасы, а правила эпидемиологической безопасности привели к дополнительным расходам. Этот рост отобразился в приросте цен на товары и услуги других категорий, где средний уровень цен в сравнении с февралем вырос на 0,6%. В прошлом месяце инфляцию обуздывали связанные с жильем расходы (-0,1%), на которые влиял спад цен на электроэнергию.
В еврозоне инфляция продолжает набирать силу – в годовом сечении в марте наблюдался прирост в 1,3%. Наибольший рост в прошлом месяце заметен в уровне цен на энергию (+4,3%). За ним следует сектор услуг (+1,3%). О приросте инфляции в ближайшее время позаботятся возрастающие цены на сырье, а также слабые места цепочек поставок мировой торговли, такие, например, как нынешняя нехватка полупроводников. В прошлом месяце неожиданно высоких уровней достиг индекс настроения производителей еврозоны PMI. Наблюдался также рост цен используемых в производстве исходных материалов, что отобразилось в приросте уровня цен. Надо отметить, что, по мнению мировых аналитиков, резкий рост цен не вызван структурными изменениями, поэтому он, скорее всего, будет краткосрочным.
В прошлом году мы пережили шок первой волны пандемии, за которым последовало сокращение цен. Сейчас средний уровень цен выше, поэтому в ближайшее время мы увидим более выраженные показатели инфляции и в мире, и в Латвии. Уже в конце весны инфляция в Латвии может приблизиться к отметке в 2%. Длинные очереди, которые наблюдались у возобновивших в начале апреля работу магазинах, указывают на желание населения реализовать отложенное на время вспышки вируса потребление. Сейчас прогноз Swedbank в отношении роста уровня потребительских цен в 2021 году составляет 1,5%, однако, если смотреть на нынешнее развитие событий, прирост цен может оказаться и более стремительным, отмечает Орлеане.